Слайд 2
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской
мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий».
Н.А.Бердяев
Слайд 3
Серебряный век – это особое явление русской духовной
жизни, проявившееся в философии, искусстве, литературе.
Термин «серебряный век» впервые
появился в работах философа Н.Бердяева, но окончательное оформление получил в 60-е годы, когда критик С.Маковский ввел его в литературный оборот.
Традиционно «серебряным веком» русской поэзии» в сравнении с «золотым» , пушкинским, принято считать конец XIX – начало XX столетия.
Слайд 5
Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным.
Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны
— это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, и временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.
Слайд 6
Для поэзии серебряного века характерно:
Смещение поэтических акцентов: не
«социальное», а «вечное» становится главным мотивом творчества поэтов (любовь,
красота, творчество, жизнь и смерть);
Лирический герой многолик (л.г. Играет множество ролей и меняет множество сценических масок);
Основной объект – сложный и противоречивый мир человеческой души.
Слайд 7
Литературные направления «серебряного века»
Слайд 8
Символизм
Символизм - направление в европейском и русском искусстве
1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа
интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.
Слайд 9
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных
учений — от взглядов античного философа Платона до современных
символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества.
Слайд 10
В. Э. Борисов-Мусатов. «Призраки». 1903 г.
Одилон Редон. «Глаз
как шар». Уголь. Около 1890.
Слайд 15
Акмеизм
Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо,
расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений
в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Слайд 16
Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально
разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим
фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.
Слайд 17
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов
к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности,
принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Слайд 21
Футуризм
Футуризм (от лат. futurum — будущее) - авангардистское
направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно
в Италии и России.
Слайд 22
Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе.
Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве
основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего
Слайд 23
Футуризм
Кубофутуризм
Эгофутуризм
Слайд 24
Кубофутуризм
Кубофутуризм - направление в искусстве 1910-х гг., наиболее
характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить
принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени)
Пабло Пикассо.«Дама с веером»