Слайд 2
Я выбрал эту тему, потому что мир, описанный
С.Довлатовым, только-только уходит в прошлое. Не так давно ситуации,
которые сейчас нам кажутся смешными и фантастическими, были обычными буднями каждого человека.
Цель моего исследования – выявить особенности художественного стиля автора. Для этого мною была прочитана и проанализирована соответствующая литература.
Обоснование выбора темы и цель исследования
Слайд 3
Список использованной литературы
Александр Генис «Последнее советское поколение» -
СПб: Звезда, 1997г.
Наталья Пахомова «Наш человек в «Ньюйоркере»» -
СПб: Звезда, 1999г.
Сергей Довлатов «Ремесло» - СПб: Азбука-классика, 2007г.
Сергей Довлатов «Заповедник» - СПб: Азбука-классика, 2007г.
Сергей Довлатов «Компромисс» - СПб: Азбука-классика, 2007г.
Игорь Сухих «Сергей Довлатов: время, место, судьба» - СПб:КультИнформПресс, 1996г.
Довлатов Сергей «Соло на Ундервунде» - СПб: Азбука-классика, 2007г.
Довлатов Сергей «Зона» - СПб: Азбука-классика, 2007г.
Слайд 4
Сергей Донатович Довлатов – русский писатель конца 20
века. Автора более чем 10 лет не издавали. В
37 лет из-за преследования властей С.Довлатов эмигрировал в Вену, а затем переселился в Нью-Йорк. Большую часть своих произведений Сергей Довлатов написал в эмиграции.
Слайд 5
Между реальностью и абсурдом
Анекдоты из собственной жизни, а
также из жизни знакомых и «знакомых незнакомцев», деятелей политики
и культуры — от Бродского до Хрущева, от Сталина до Ахматовой — любимый жанр Довлатова. Сам С.Довлатов неоднократно заявлял, что считает себя не писателем, который «пишет о том, во имя чего живут люди», но рассказчиком, повествующим о том, «как живут люди».
И лучше всего отвечают этому стремлению, конечно же, бытовая история, анекдот.
Слайд 6
Особенности жанра анекдота
Использование фольклорного приёма – герои анекдота
– известные люди (И.Бродский, Р.Якобсон, м, Ростропович)
Придуманные персонажи (некто
с трудной фамилией Каценеленбоген, две грубиянки Сцилла Ефимовна и Харибда Абрамовна...) и реальные (часто здравствующие и поныне)
Слайд 7
Герой С.Довлатова
Среди многочисленных героев С.Довлатова, как и
в реальной жизни, нет ни одного на сто процентов
положительного, равно как и безнадёжно отрицательного. Но есть между ними такой, к которому автор беспощадней, чем к кому бы то ни было. Этот персонаж — сам С.Довлатов, точнее, его «автопсихологический образ», от чьего лица ведётся повествование. Рассказчик и есть главный герой писателя, начиная с самых ранних его рассказов.
Слайд 8
Повесть «Наши», 1983г.
Жанр – семейная летопись, рассказ о
четырёх поколениях одной семьи. Как всегда у С.Довлатова, одна
удачно найденная черта или метафора становится решающей в образе и судьбе персонажа. В «Наших» такой метафорой зачастую служит какой-нибудь элемент внешности героя или факт биографии.
Богатырские размеры деда Исаака (он «мог положить в рот целое яблоко») Или актёрская карьера отца. Ему жизнь казалась «грандиозным театрализованным представлением. Сталин напоминал шекспировских злодеев. Народ безмолвствовал, как в „Годунове"»... А «центральным героем был он сам».
Слайд 9
Служба Сергея Довлатова
Начало 60-х. Будущий писатель был призван
в армию и оказался в лагерной охране. Эту страницу
своей биографии он впоследствии не раз «перелистывал» и «перечитывал»...
В «Невидимой книге» (1978 г.) С.Довлатов рассказывает, что, попав в зону, он с удивлением обнаружил: «Полицейские и воры чрезвычайно напоминают друг друга. Заключённые особого режима и лагерные надзиратели безумно похожи... По обе стороны колючей проволоки — единый и жестокий мир».
Слайд 10
Малая зона подготовила писателя к встрече с зоной
большой — государством. Полтора десятилетия, которые провёл С.Довлатов в
СССР после окончания службы в лагерной охране, были отданы творчеству и бесплодным попыткам издать свои книги. В 1977 г. появились первые публикации его произведений на Западе. В 1978 г. писатель вынужден был эмигрировать. Всё имущество уместилось в один чемодан.
Слайд 11
"Чемодан" (1986 г.) — название цикла рассказов, объединённых,
как водится у С.Довлатова, общим ключевым словом. Вещи хранят
в себе память о прошлом. Собранные вместе, они становятся своеобразным конспектом прожитых лет.
Каждая из восьми вошедших в книгу историй словно иллюстрирует главную идею довлатовского творчества: жизнь нелепа и в то же время удивительна! «Пропащая, бесценная, единственная» — жизнь...
Слайд 12
Мастерство С.Довлатова в изображении советского человека
Точность в изображение
героев
Заурядность героя
Описание отдельных деталей
Законченность образов героев
Абсурдность ситуаций
Слайд 13
Заключение
В герое С.Довлатова, как в зеркале, отражается эпоха.
Автор жил в тоталитарном государстве, где человек был поставлен
в условия, в которых приходилось воровать, вступать в экономические махинации. В стране процветало стукачество, фальсификация. Человек не мог говорить то, что он хочет, иначе его ждала лагерная жизнь