Слайд 2
Тестовые задания
«Белый квадрат»
1)С каким животным сравнивал себя Захарка,
когда следил за водящим?
А) тигр
Б) суслик
В)кот
Г)волк
2)Кто из герое порвал
рукав?
А) Захарка
Б)Сашка
В) один из братьев Чебряковых
Г) бабушка Сашки
3) Кого изображал Сашка во время игры?
А)кота
Б)козу
В)собаку
Г) ворону
Слайд 3
«Жилка»
1)На каком транспорте ехал главный герой?
А)трамвай
Б)автобус
В)троллейбус
2) Какое время
года в рассказе?
А)зима
Б)весна
В)лето
Г)осень
3)В какой город возили Хамаса на опознание?
А)Саранск
Б)Пенза
В)
Москва
Г) Нижний Новгород
Слайд 4
План
1. Жизненный и творческий путь Захара Прилепина.
2. Художественный
мир писателя.
4. Краткая характеристика книги «Грех» и сборника «Ботинки,
полные горячей водкой. Пацанские рассказы».
4. Художественные особенности рассказа «Какой случится день недели»
Слайд 5
Литература
Беляков С. Заговор обреченных, или Захар Прилепин как
зеркало несостоявшейся русской революции / С. Беляков // Журнальный
зал. – Режим доступа : http:// magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/10/be15.html
Гликман К. Новый, талантливый, но... Захар Прилепин // «Вопросы литературы». - 2011, №2.
Крижановский Н. Куда идет Захар Прилепин? // Литературная Россия. – 2008 г., № 41.
Рудалев А. Поедая собственную душу // Журнальный зал. – Режим доступа : http://magazines.russ.ru/ continent/2009/139/pr30.html.
Официальный сайт писателя: Захар Прилепин – Режим доступа: http://www.zaharprilepin.ru
Слайд 6
Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин).
Родился в 1975
году.
Слайд 7
Творческий путь
Дебютировал как поэт в 2003 году.
Первые
произведения Захара Прилепина были опубликованы в газете «День литературы».
Крупный литературный успех Захару Прилепину принес уже первый его роман «Патологии» 2005 г.).
Слайд 9
2008 г.
Выпустил сборник «Война» как составитель;
«Ботинки, полные горячей
водкой. Пацанские рассказы»;
Собрание эссе «Я пришел из России»;
Сборник интервью
с русскими писателями "Именины сердца: Разговоры с русской литературой"
Книга "Леонид Леонов: Игра его была огромна".
Слайд 10
З. Прилепин - финалист и лауреат многочисленных премий
«Национальный
бестселлер» (2005; 2006)
«Литературная Россия» (2005)
«Борис Соколофф приз»
(2005)
«Вдохнуть Париж» (2005)
«Эфрика» (2006)
«Русский Букер» (2006)
«Роман - газеты» (2006)
«Ясная Поляна» (2007)
«Солдат Империи» (2008)
«Бестселлер OZON.RU» (2008)
премия им. Бунина (2009)
«Большая книга» (2014)
Слайд 11
Художественный мир писателя
Автобиографичность творчества;
Автор выводит общую модель современного
мира, которая далека от совершенства (эпоху 90-х годов XX
века как время перелома, утраты прежних ценностей и идеалов, где почти нет надежды на возрождение);
Юность оказывается в мире Прилепина столь же безрадостной, как и старость с ее закономерным финалом;
Автор всегда выходит за рамки основной проблемы, лежащей на поверхности, расширяя конфликт до универсальных масштабов.
Слайд 12
Основные темы творчества:
Детства («Санькя», «Грех»);
Семьи («Санькя», «Грех»);
Войны (роман
«Патологии);
Мужественности и мужского начала; + Отцовства («Санькя», сб. повестей
«Восьмерка»);
Взаимоотношений отца и сына («Санькя», сб. повестей «Восьмерка»);
Отношений (между мужчиной и женщиной) (рассказ «Жилка»);
Пьянства (сб. «Ботинки, полные горячей водкой»).
Слайд 13
Основные проблемы:
Греха (сб. «Грех»);
«Вечные» проблемы (долга, совести,
ответственности) (сб. «Грех»);
Выбора (между добром и злом, счастьем и
страданием, Богом и грехом);
Чувства вины («Грех»);
Ценности человеческой жизни (рассказ «Белый квадрат»);
Противоположные качества героя поднимают проблему диалектичности человеческого характера (резкий переход от нежности и любви к злобе и жестокости).
Слайд 14
Основные мотивы:
Взросления;
Любви;
Игры;
Счастья;
Смерти;
Памяти.
Слайд 15
Герой
Молодой, сильный, цельный, яркий, способный многого достичь
в жизни и многое осознать;
Образ автора и героя книг
Захара Прилепина объединяет общность политических взглядов: оба не приемлют либеральной позиции в стране, и смело об этом заявляют;
Персонажи писателя подчас проявляют совершенно неоправданную жестокость, неспособность любить близких, ставить родных выше дела своей жизни.
В описании лексики, эмоций персонажей - реализм и отсутствие фальши.
Слайд 16
Стилистические особенности:
Использование в одном произведении разнообразных контрастных художественных
средств и приемов;
* Одним из таких авторских приемов является
своеобразное выстраивание сюжетно-композиционной структуры;
Использование многообразия языковых приемов и средств (жаргонные слова, просторечия, архаичные выражения);
Слайд 17
Контрастность стилевых доминант (от натуралистичности (внешней точности, не
осмысленного изображения действительности) до сентиментальности (чувствительности или чрезмерной нежности
в выражении чувств);
Обращение к поэтическому методу построения фраз, который выражается в особой образности и смысловой наполненности каждого предложения;
+ вплетение в прозаическую канву произведения лирики.
Слайд 18
Своеобразная манера письма - «неправильность», неоднородность;
Стилю Прилепина (так
же, как и структурно-смысловой организации текста и системе персонажей)
свойственна многомерность;
Стремление строить свои произведения как «монтаж» отдельных «сцен».
Слайд 19
Книга «Грех» (2007 г.)
Блок из восьми рассказов, а
также небольшой лирической подборки под названием «Иными словами… Стихи
Захарки».
Единство героя на протяжении всей книги придает ей композиционную стройность и целостность.
Герой проходит определенный духовный путь, и его образ постепенно усложняется.
Слайд 20
Автор намеренно нарушает хронологию, изображая внутреннее взросление героя,
а не возрастное.
Во всех новеллах прослеживается единый мотив
(лейтмотив) – счастья, соседствующего со смертью
Помимо общего настроения и мотивов, все рассказы объединены единой драматургической линией
Таким образом, «Грех» – не просто цепочка самостоятельных эпизодов, а вполне цельное, логически выстраиваемое произведение.
Слайд 21
«Ботинки, полные горячей водкой. Пацанские рассказы» (2008 г.)
Подлинный
жанр этих рассказов — эпос;
Отображен образ той эпохи –
голодной и жестокой, но все же скрашенной некоторым налетом лиризма;
Этот сборник — попытка создать историю из расплывчатых, разрозненных кусков 90-х годов, придать им степенность, цельность, сложить их, наконец, в единую историю страны.