Слайд 2
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
Литература рубежа веков и начала 20
века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.
Определение введено Н.А.Оцупом в 1933 году в парижском эмигрантском журнале «Числа»
Слайд 3
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
Понятие относится прежде всего к поэзии.
Для этого
времени характерны активная литературная жизнь, огромный интерес к поэзии,
в первую очередь к модернистским течениям (символизм, акмеизм, футуризм)
Обилие и разнообразие поэтических талантов.
Слайд 4
МОДЕРНИЗМ
Понятие «Серебряный век связано прежде всего с модернистскими
течениями. Модернизм(«новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и
искусстве по сравнению с искусством прошлого.
Цель – создание поэтической культуры, которая будет содействовать духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
Особая роль у автора – прорицатель, пророк, способный постичь средствами искусства мировую гармонию.
Модернизм объединил ряд течений и направлений.
Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства.
Слайд 5
Символизм
Символизм — первое и самое значительное из модернистских
течений в России.
1890-е годы - «старшие символисты» (В.Брюсов,
К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб)
В 1900-е - «младосимволисты» (А.Блок, А.Белый, В.Иванов)
«Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Слайд 6
Идеи символизма
Цель искусства – интуитивное постижение мира через
символы.
Символ – многозначное иносказание.
Главный принцип –искусство для искусства. «Создания
искусства – приотворённые двери в вечность»(В.Брюсов)
Большое внимание уделялось экспериментированию со стихосложением.
Московское крыло во главе с В.Брюсовым.
Петербургское крыло – Д.Мережковский (религиозно-философские поиски). Мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, уход от повседневности в мир фантазий.
Слайд 7
Категории символизма
Символы (слово-знак, с помощью которого поэт выражает
сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир,
в иную реальность. «В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа» (Д.Мережковский)
Музыка (стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек)
Слайд 8
«Старшие символисты»
Д.Мережковский
В.Брюсов
К.Бальмонт
З.Гиппиус
Ф.Сологуб
М.Кузмин.
Слайд 9
Д.Мережковский
Мережковский утверждал, что: “…три главных элемента нового искусства
– мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности” .
индивидуальное, личное переживание только тогда ценно, когда оно дополнено не просто привычкой или самой острой плотской страстью, а чувством единения двоих в любви – настоящей, подлинной любви.
За тайной любви человеку должна отрыться тайна новой общности людей, объединенных какими-то общими устремлениями. Естественно, легче всего такая связь могла осуществляться в религии, где люди связаны общей верой.
Поэтому Мережковский в своей поэзии стремился доказать, что вся история человечества основана на повторяющемся из века в век противоборстве Христа и Антихриста, лишь воплощающихся в исторические фигуры. Для того чтобы спасти общество, русской интеллигенции необходимо, по его мнению, преодолеть атеизм. “Хама грядущего победит лишь Грядущий Христос”
Слайд 10
В.Брюсов
В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем
новых путей, “искателем смутного рая” , великолепным мастером стиха,
доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все “сокровища” , заложенные в чувстве.
Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный. Для него характерно разнообразие форм, их неустанный поиск, стремление обнять в своем творчестве все времена и страны. Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и огнями реклам. Брюсову всегда была близка общественно-гражданская тема. Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, - один из важнейших мотивов поэзии Брюсова.
Для Брюсова характерна поэзия намеков.
Слайд 11
К.Бальмонт
Поэзия Бальмонта, в отличие от многих других коллег-символистов,
оптимистична, светла, далека от мистики, роковых предзнаменований и прочих
тревожащих души настроений, которыми было пронизано творчество современников.
В СССР «буржуазный поэт» Бальмонт был на многие годы забыт. Если его поэзию и вспоминали, то далеко не лучшие стихи и только с разоблачительными целями - как образчик «упадничества». Ныне же очевидно, что Бальмонт был выдающимся представителем «серебряного века русской литературы», а его поэзия и сейчас радует благодарных читателей.
Слайд 12
З.Гиппиус
Она стала одним из ярких представителей символизма. В
ее стихах было все, что характерно для этого литературного
течения: нарочитая оторванность от жизни, раздумья о любви и смерти, превознесение ценности отдельной личности (прежде всего собственной).
Я ненавижу человечество
И от него бегу, спеша.
Мое любимое отечество —
Моя пустынная душа.
Слайд 13
Ф.Сологуб
СОЛОГУБ Федор Кузьмич (1863-1927). Русский прозаик и поэт;
один из заметных представителей старшего поколения символистов. В реалистическом
творчестве преобладали пессимистические ноты, контрастом служат его «творимая легенда», сладкие грезы о блаженной стране, куда попадают только после смерти. Элементы подобной болезненной утопии намечаются в лирическом цикле стихотворений «Звезда Таир».
Слайд 14
М.Кузмин
КУЗМИН Михаил Алексеевич (1875-1936), русский писатель, композитор, музыкальный
критик. Примыкал к символизму, затем к акмеизму. Сборник стихов
"Александрийские песни" (1921), "Форель разбивает лед" (1929). Проза (повесть "Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро", 1919; романы "Тихий страж", 1916, и др.). Переводы зарубежных классиков (Апулей). Вокальные произведения (многие на собственные тексты), музыка для драматического театра.
Слайд 15
Значение символизма
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий.
Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность,
научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика.