Слайд 2
Там где заканчивается реальность? Так ли?
Слайд 3
«Сказка — забава для самых маленьких»
(из
разговора)
Слайд 4
Волшебные сказки
«Основное качество
героя в
волшебной сказке — бескорыстие» (В.Я.Пропп)
Слайд 6
Почему Кощей?
Почему Бессмертный?
1. «Этимологический словарь» объясняет происхождение слова
кощей от кость с помощью суффикса –ей (как в
слове богатей). Здесь СТ чередуется с Щ по типу весть – вещий. Само слово кость имеет соответствие в латинском языке: costa – ребро. Макс Фасмер связывает слово кощей как имя и как наименование худого человека со словом кость. В народном сознании имя Кощея также ассоциируется со словом кость – отсюда истоки представлений о его крайней худобе, которая сочетается со злобой и жадностью.
Слайд 7
2. В древнерусском языке имелось существительное кощей в значении
раб, пленник, которое было заимствовано из тюркских языков и
по происхождению ничего общего с «бессмертный Кощеем» не имеет. Первоначальное значение – худой, тощий.
Слайд 9
3. В "Слове о полку Игореве" слово кощей употребляется
как в значении раба, так и в значении человека
низкого, коварного, презренного; так, половецкий хан Кончак называется поганым кощеем. Это слово, возможно, от тюркского košči - невольник, которое образовано от koš - лагерь, стоянка (в древнерусском кошь - стан, обоз; в украинском языке кіш - стан, поселение, а кошевой - старшина, начальник коша, а соответственно, и хранитель общей казны коша (отсюда и рассказы о богатстве Кощея). В белорусском языке кашеваць означало
раскинуть стан.
Слайд 11
4. А.И. Соболевский предлагал славянскую этимологию - от костить
- бранить. Сейчас мы употребляем однокоренной с этим словом
глагол – костерить. Исследователи объединяют слово кощей со словом кощун (насмешник, ругатель), отсюда кощунство, кощунствовать. Академик В.В. Виноградов указывал, что в славянских языках и диалектах костить – не только хулить, поносить, но и портить, наносить вред: пакость – причиненный кому-либо умышленный вред. Связь с этим древним корнем высвечивает внутреннюю суть Кощея – он костит – делает пакости положительным героям сказки, утверждает В.М. Мокиенко. Последняя точка зрения кажется нам более верной, потому что обычно в русских сказках герои носят «говорящие» имена, а кость говорит только о внешнем виде, не раскрывая внутреннюю суть персонажа.
Слайд 12
«Толковый словарь» объясняет: Кащей, Кощей. 1. (с прописной
буквы). В восточнославянской мифологии: богатый злой чародей, способный к
различным перевоплощениям, скрывающий тайну своего бессмертия. 2. Шутливое. О тощем высоком человеке. 3. Разговорное. О скупом человеке, скряге. В словаре С.И. Ожегова (М., 2010) Кощей – 1. В русских народных сказках: мифическое существо в образе старика, обладателя сокровищ и тайны долговечности. 2. Переносное. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разговорное).
Слайд 14
ба́ба-яга́ (польск. jędza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср.
старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской
мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Б.-я. живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. В печи Б.-я. старается изжарить похищенных детей. Она — антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме образов Б.-я. воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Б.-я. одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она — старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Б.-я., как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков (см. Инициация и мифы). Персонажи, сходные с Б.-я., известны в германской, греческой и других мифологиях.
Происхождение
Слайд 17
Любой может придумать “зеленое солнце”. Но этого мало…
Надо в него поверить…
Толкиен.
Читать реалистическую прозу – это великий труд сочувствия. Читать фэнтези – это увлекательный отдых. Там некому сострадать. Все то, что происходит в волшебной стране, со мной не может случиться ни при каких обстоятельствах.
Вебер
Слайд 18
Что такое фэнтези?
Фэнтези (от англ. fantasy - «фантазия»)
– вид фантастической литературы, с мифологическими и сказочными мотивами.
В современном виде он сформировался в начале XX века.
Слайд 19
Жанровые признаки фэнтези
Фантастика, как жанр была известна искусству
с незапамятных времен. Собственно, в той или иной мере
она присуща любому виду искусства. В литературе же она прошла очень долгий путь: от первобытного мифа к волшебной сказке, от сказки и легенды - к литературе Средневековья, а затем и к современному фэнтези.
Слайд 20
1. Мир несуществующий, обладающий свойствами, невозможными в
нашей реальности.
2. Магия и
фольклорные персонажи как необходимый элемент
3. Авантюрный сюжет (как правило — поиск, странствие, война и т. п.).
4. Средневековый антураж, хотя здесь возможны варианты.
0
Слайд 21
5. На первый план выдвигаются герои, их
поступки и переживания;
6. Противостояние добра и зла как
основной сюжетообразующий стержень;
7. Наличие потустороннего мира и его проявлений;
8. Полная свобода автора: он может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает, что в нем возможно все
Слайд 22
Жанры фэнтези
ЖАНРЫ
ФЭНТАЗИ
ЮМОРИС-
ТИЧЕСКОЕ
ИСТОРИ-
ЧЕСКОЕ
ИГРОВОЕ
ЭПИЧЕСКОЕ
ГЕРОИЧЕСКОЕ
Слайд 23
Архетипы фэнтези
Эльфы — утончённые,
ловкие, похожие на людей существа с острыми ушами, склонные
к магии, защите природы, искусствам, долгожители
Гномы (англ. dwarves) — бородатые подземные карлики крепкого телосложения, умелые кузнецы и инженеры
Орки или гоблины — обезьяноподобные воинственные варвары с зелёной или тёмной кожей
Слайд 24
основой сюжета является противостояние сил Добра и
Зла.
Основой сюжета многих произведений является
квест в поисках некоего волшебного предмета, места, человека или знания.
Слайд 25
Джон Рональд Руэл Толкиен «Властелин колец»
Этот человек создал жанр фэнтези
в том виде, в котором мы знаем его сегодня. Ему мы обязаны общепринятыми представлениями об эльфах, гномах, магах, и многом другом.
Слайд 26
Одной из центральных идей эпопеи является идея всепрощения
Другой
важной идеей произведения является идея решающей роли личности в
истории
Слайд 27
Джоан Кэтлин Роулинг
родилась в 1965 году
Слайд 28
Соотношение жанра фэнтези с другими жанрами фантастической литературы
0
фэнтези и сказка
Фэнтези и рыцарский роман
Фэнтези и
приключенческий жанр
Фэнтези и миф
Фэнтези выросла из сказки, мифа и рыцарского романа. Назидательность и гуманность от сказки, эпичность и трагичность от мифа и благородство рыцарского романа в лучшем виде соединились в фэнтези.
Слайд 30
В чем секрет фэнтези?
Бегство из реального мира в
мир вымышленный, иной, параллельный.
Удивительные альтернативные миры, в существование которых
веришь.
Яркий герой с четкими нравственными установками. Он может обладать необычными качествами, Даром, борется за торжество Добра и Света.
Таинственность, загадочность, магия, мистика, монстры.
Интересный сюжет, насыщенный событиями, частой сменой мест действия, захватывающие приключения.
Слайд 31
Современный мир фэнтези
Литературные произведения
Кинематограф
Живопись
Ролевые игры
Слайд 32
Социологический опрос.
Сколько Вам лет?
Какое существо в фэнтези -мире
вам нравится?
Что для Вас фэнтези?
Как Вы думаете – в
чем польза фэнтези?
Есть ли от него вред?
В каком возрасте, по Вашему мнению, интересен мир фэнтези?
Слайд 33
Результаты опроса
1.Возраст опрашиваемых людей:
11 лет - 54 чел
12лет
- 34 чел
13 лет - 44 чел
14 лет -
45 чел
15 лет - 8 чел
Слайд 34
Результаты опроса
2. Существа из фэнтези
Вампиры - 52 чел
Эльфы
- 27 чел
Оборотни - 33 чел
Единороги - 45 чел
Драконы
- 69 чел
Человек - 30 чел
Драу - 3 чел
Ангелы - 31 чел
Слайд 35
Результаты опроса
3. Фэнтези – это…
Развлечение, отдых - 48
чел
Мир за гранью
реальности - 87 чел
Сказка - 19 чел
Романтика,
волшебство - 75 чел
Слайд 36
Результаты опроса
4. Польза фэнтези
Развивает
воображение - 116 чел
Отдых
от рутины - 33 чел
Учит добру - 12 чел
Нет
пользы - 21 чел.
Слайд 37
Результаты опроса
5. Вред фэнтези
Уход от
реальности - 51
чел
Нет вреда - 82 чел
Вера в
несуществующее - 46
чел
Развитие страхов
у детей - 25 чел
Некая жестокость - 16 чел
Слайд 38
Результаты опроса
6. В каком возрасте это интересно
В любом
- 106 чел
С 6-10 лет - 20 чел
С 11-15
лет - 48 чел
До 30 лет – 21 чел