Слайд 2
Цель урока:
Определить уровень информативности шедевра русской литературы
Дать понять
учащимся, что исторический факт и мифологический персонаж живут в
одном художественном пространстве
Воспитывать любовь к родной земле, к родному слову
Слайд 4
Словарная работа по тексту «Слова…»
Не пристало ли нам-
каков смысл выражения «не пристало»? Аналогичен ли он современному
выражению: «Он больше ко мне не приставал»?
По былям нашего времени, а не по замышлению Бояна – проанализируйте состав слов «быль» и «замышление» и определите смысловую разницу между ними.
Слайд 5
Кто такой Боян?
Где уже это имя вам встречалось?
Слайд 6
Боян же вещий, если хотел песнь воспеть, то
растекался мыслию по древу…
Какое значение в мифологии древних славян
имело дерево?
А какой смысл оно обретает в этом контексте?
Слайд 7
Боян… свои вещие персты на живые струны воскладал…
В
каких текстах уже встречалось определение «вещие» и чем глагол
«воскладал» отличается от глагола «клал»? Что меняет приставка?
Слайд 8
Славу князьям рокотали…
Как образовалось последнее слово и что
оно означает?
Храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими
– кто такой Редедя? Можно ли определить это по контексту?
Слайд 9
Примечание:
Князь Тмутороканский Мстислав в честном поединке зарезал касожского
предводителя Редедю и поставил в ознаменование этой победы церковь
в Тмуторокани. Косогами называли черкесов, а Тмутороканью – город на Таманском полуострове в Черниговском княжестве.
Слайд 10
Рыща по тропе Трояна…
По мнению Д.С. Лихачева, Троян
был одним из языческих божеств славян. Его имя?
Слайд 11
Стаи галок несутся к Дону Великому…
С чем ассоциировались
в мифопоэтическом сознании славян галки и почему?
Что здесь
имело значение – цвет, место обитания, звучание голосов?
Слайд 12
Буй Тур Всеволод
Что означает прозвище этого князя?
Кони ржут
за Сулой – звенит слава в Киеве – что
такое Сула? Как связаны между собой в этом контексте ржание коней и звон славы?
Слайд 13
Примечание
В 1107 году, по летописному преданию, состоялась битва
русских князей с половцами на реке Суле, в которой
русские одержали «великую победу». В ней участвовали со стороны русских князей Святополк, Владимир, Олег, Мстислав, Вячеслав, Ярополк, а с половецкой стороны – Боняк, Шарукан, Таз, Сутр и другие.
Слайд 14
А мои-то куряне опытные воины: под трубами повиты,
под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены…
Случайны ли здесь
атрибуты военного снаряжения? Каков смысл метафоры?
Слайд 15
Сами скачут, как серые волки в поле…
Какой мифологический
смысл имели в праславянской мифологии волки?
Совпадает ли с
ним контекстуальное значение?
Слайд 16
Примечание:
Волк – одно из наиболее мифологизированных животных у
славян. Определяющим в его «символике» признаком является «чужой». Он
может осмысляться и как инородец, и как нечистая сила; ему свойственна функция посредника между «тем» и «этим» светом, между людьми и силами иного мира. Согласно поверьям, волк находится в подчинении у лешего. Кроме того, по народным сказаниям, он олицетворяет темноту. Волком иногда оборачивается Перун, появляясь на земле.
Слайд 17
Встрепенулся Див
Кого так называли в восточнославянской мифологии?
Какие слова
в русском языке о нём напоминают?
Слайд 18
Примечание:
Память об этом сказочном существе сохранили слова «диво»,
«удивление». Облик Дива постоянно менялся: известно лишь, что он
выглядел как человек, подобный вихрю, сверкающий, как молния, и внезапно появляющийся на пути войска, идущего в поход, выкликая свои пророчества. В разгар боя он осенял своими крылами тех, кто был обречён на смерть, а потому его клики ассоциировались с погребальным плачем.
Слайд 19
И тебе, Тмутороканский идол…
Кого называли идолами? Чем был
известен Тмутороканский?
Слайд 20
Примечание:
С III в. До н.э. близ Тмуторокани стояли
две большие статуи языческих божеств (идолов) СанергУ и Астарте.
Астарта в финикийской мифологии была богиней любви и плодородия и богиней-воительницей, отождествляемой с греческой Афродитой и римской Юноной.
Слайд 21
Орлы клекотом зверей на кости зовут…
Какой мифологический смысл
придавали древние орлу?
Совпадает ли он с контекстуальным?
Слайд 22
Примечание:
Орёл был особо почитаем как божия птица, царь
птиц и владыка небес, олицетворение гордого могущества и вольности.
Слайд 23
Появление парящего орла над войском служило предзнаменованием победы.
Ещё одно мифологическое свойство орла – его долголетие, связанное
с его способностью к омоложению (Феникс)
Слайд 24
Лисицы брешут на червлёные щиты…
Каков символический смысл образа
лисы в русском фольклоре?
Что означает эпитет «червленые»?
Слайд 26
Заря свет зажгла…
Какой мифологический смысл имеет у славян
заря?
О какой заре здесь идёт речь – утренней
или вечерней?
Слайд 27
Примечание:
Восход и заход солнца – время магических действий.
По цвету зари на Руси гадали о будущем: кровавый
восход предвещал беду.
Слайд 28
В пятницу потоптали они поганые полки половецкие…
Имела ли
пятница мифологическое значение?
Просматривается ли такое значение в данном контексте?
Слайд 29
Примечание:
У славян было такое божество, покровительница усопших душ,
убогих и нищих.
Пятницу почитали также богиней женского рукоделия, особенно
пряжи. По поверью, она постоянно ходит по земле со смертью.
Слайд 30
Ни тебе, черный ворон, поганый половец…
Какой мифологический смысл
имел образ ворона у славян?
Реализовано ли это значение в
данном тексте?
Слайд 31
Примечание:
Ворон, галка, грач – нечистые и зловещие птицы
в народных поверьях. Ворон – вещая птица, долгожитель, он
владеет тайнами, предсказывая смерть, нападение врагов. Ворона считают черным от того, что он – создание дьявола и противопоставляют ему голубя, кроткую и святую птицу. С представлением о воронах и галках как нечистых птицах связан запрет на употребление их в пищу. Крики воронов, галок и грачей считаются знаком несчастий и смертей.
Слайд 33
Белая хоругвь, червяный бунчук
Что это такое?
Слайд 34
Хоругвью называлось знамя с изображением святого; бунчуком –
конский хвост на древке, символ власти
Слайд 36
Эвристическая беседа
Какова композиция этой части «Слова…»? Какие значения
имеет упоминание о Бояне и его творчестве? В чём,
по мнению автора, новизна его собственной песни?
Когда возникает и как развивается здесь мотив смерти? С какими мифологическими образами связан?
Какую роль играют образы солнца, света, с одной стороны, и ночи, тьмы, с другой?
Слайд 37
4. Почему Игорь, вопреки традиции, пренебрег дурными предзнаменованиями?
Слайд 38
5. Пассивная или активная сила – природный и
материальный мир в «Слове…»?
6. Какие временные и пространственные параметры
выбирает автор? Какие детали художественного пространства носят этнографический и мифологический характер? Что в этом тексте является границей, за которой начинается иной мир?
Слайд 39
Тест
Первый этап
История открытия и публикации «Слова...»
1. «Слово...» было найдено
...
а) в начале 90-х годов XVIII века;
б) в конце 90-х годов
XVIII века;
в) в начале XIX века.
2. «Слово...» было найдено известным любителем и собирателем русских древностей ...
а) Н.Н. Бантыш-Каменским;
б) А.И. Мусиным-Пушкиным;
в) А.Ф. Малиновским.
3. Текст «Слова...» ...
а) представлял собою отдельную рукопись;
б) был включён в сборник древнерусских произведений, оригинальных и переводных.
Слайд 40
4. Сборник был приобретён А.И. Мусиным-Пушкиным в числе других рукописей
у бывшего архимандрита закрытого к тому времени ...
а) Богоявленского монастыря;
б) Спасо-Ярославского
монастыря;
в) Ново-Троицкого монастыря.
5. Первое сообщение о «Слове...» было сделано известным поэтом того времени М.М. Херасковым ...
а) в 1796 году;
б) в 1797 году;
в) в 1798 году.
Слайд 41
6. С рукописи «Слова...» были сняты копии, одна из
которых предназначалась для ...
а) Екатерины II;
б) Павла I;
в) Александра I.
7. «Слово...» было издано А.И. Мусиным-Пушкиным ...
а) в
1800 году;
б) в 1805 году;
в) в 1810 году.
Слайд 42
8. В 1812 году сборник, включавший «Слово...», ...
а) был вывезен
из Москвы перед наполеоновским нашествием и утерян;
б) сгорел в московском
пожаре;
в) был выкраден из дома Мусина-Пушкина и не найден до сих пор.
9. «Слово...» дошло до нас в единственном списке ...
а) XIV века;
б) XV века;
в) XVI века.