Слайд 2
Работа по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»
Цели
урока:
1. Соотнесение словесного и зрительного образов.
2. Формирование навыка описания
картины.
Мы впервые приступаем к работе по картине как к виду учебной деятельности. До этого мы рассматривали иллюстрации и сопоставляли их с литературными произведениями, поэтому первоначальное представление о том, что авторы могут рисовать и словами, и красками, у детей уже есть. Наша задача на этом уроке иная и более серьёзная: не просто соотнести готовые словесный и зрительный образы, а рассказать о картине, выразить образы зрительного ряда своими словами, т. е. заставить молчащую картину «заговорить».
Прежде всего побеседуем с детьми по содержанию картины. Попросим их приготовить листочек для черновых записей, где выпишем героев картины, определения их настроения, отношения к главному герою. Можно это сделать в виде таблицы
Слайд 3
Вопросы для беседы по картине:
1. Где происходит
событие, изображённое на картине? Это наше время? Какие подробности,
изображённые художником, показывают время?
2. Какой момент изображён художником? Почему вы так решили, кто вам в этом помог?
3. Перечислите героев картины, назовите их. Всмотритесь в их лица. Какие чувства они выражают и почему?
4. Кто главный герой картины? Какие чувства испытывает он? Как это изобразил художник?
5. Какие краски и тона преобладают в картине? Почему?
6. Какие мысли и чувства возникли у вас, когда вы рассматривали эту картину?
Слайд 4
ИЗВЕСТНАЯ ПО СОВЕТСКИМ УЧЕБНИКАМ КАРТИНА ФЕДОРА РЕШЕТНИКОВА "ОПЯТЬ
ДВОЙКА!" ЗАДУМЫВАЛАСЬ КАК ГИМН ОТЛИЧНИКУ И МОГЛА БЫ НАЗЫВАТЬСЯ
"ОПЯТЬ ПЯТЕРКА!"
Слайд 5
Как создавалась знаменитая картина "Опять двойка!"?
- Задумав написать
жанровую картину об экзаменах в школе, он стал часто
бывать на уроках, садился на задней парте и наблюдал за ребятами. Хотел передать радость школьника, который получил пятерку. Как-то учительница вызвала к доске лучшего ученика, а он вдруг стал запинаться, совсем смутился и в итоге получил двойку. Его расстроенное лицо взволновало Федора, и появилась новая идея картины. Надо сказать, что дети считали его своим художником, дядя хранил множество школьных сочинений, написанных по его картинам. "Двойка" была написана в 1952 году и вызвала такой интерес, что через два года появилась картина "Переэкзаменовка" - продолжение истории, где действует тот же главный герой.
Слайд 6
Типичный признак двоечника — частые двойки в дневнике
Дво́ечник
— неуспевающий ученик, который имеет по крайней мере
один или больше учебных предметов, сданных на оценку «неудовлетворительно». Двойка ставится за невыполнение учебного задания.
Термин «двоечник» распространён на территории бывшего СССР, поскольку оценке «неудовлетворительно» соответствовала оценка «2» по пятибалльной системе.
Словарь Ушакова относит термин двоечник к арго к арго и считает его устаревшим.Тем не менее, данный термин широко употребляется как в бытовом обиходе, так и в научных статьях, посвящённых психологии к арго и считает его устаревшим.Тем не менее, данный термин широко употребляется как в бытовом обиходе, так и в научных статьях, посвящённых психологии и педагогике.
Двоечник
Слайд 7
Картина Федора Решетникова
"Опять "двойка""
К.ЛАРИНА: Долго
я мучилась-мучилась, Наталья Александровна, и решила пойти нетрадиционным путем.
Вот смотрите, что я придумала. «Перед нами картина Решетникова «Опять двойка». На картине изображена семья, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с «двойкой». На переднем плане картины мы видим мальчинка-неряху. Он светловолосый, тепло одетый: на нем поношенное пальто, черные штаны и калоши, в руках потрепанный портфель. Портфель у мальчика старый, явно побывавший в боях и развлечениях, на мой взгляд, неоднократно. Еще портфель перевязан веревой, из него торчат коньки. Мальчик грустен, потому что он принес «двойку» уже не в первый раз. Мальчика радостно встречает собака, потому что ей все равно, получил он «двойку» или нет. В центре картины сидит расстроенная мама, она думает о том, что ей опять придется идти в школу, она очень хотела, чтобы ее сын учился на «отлично» или «хорошо», как его сестра. Рядом с мамой на велосипеде сидит веселый брат и ждет-не дождется, когда же старший брат с ним поиграет. Он не понимает, что брат и мама расстроены».
Слайд 8
К.БАСИЛАШВИЛИ: Ксюш, а можно я тоже продолжу? Продолжу?
«…В довершение хочется объяснить, почему в моей работе ни
разу не встречались слова «в центре», «центр», «центральный персонаж». Когда я смотрю на эту картину, в первую очередь мне в глаза бросается окно, оно полно света, а значит жизни, надежды. Оно пропускает через себя все чувства, эмоции наружу – туда, в голубую бесконечность, в вечность, которая видела все, которая была и будет всегда. И думая об этом, я чувствую, что все происходящее на картине теряет свою важность, острую актуальность. Что эти волнения по сравнению с жизнью целиком, с историей?»
Слайд 9
ТАТЬЯНА ЗЕЛЮКИНА:
Картина Федора Павловича Решетникова «Опять двойка»
поступила в Государственную Третьяковскую галерею в 1957 году. Приобретение
это было прямо у автора, и перед этим она неоднократно выставлялась на выставках. Работа была написана художником в 1952 году, и очень занятна по своему сюжету. Сюжет, конечно, взят как бы из жизни, и для меня еще с детства эта работа была одной из любимых. Именно вот это вот тепло и вызвало интерес в этой картине, когда она представляла среди многих других работ наше искусство в Брюсселе в 1958 году.
Н.АЛЕКСАНДРОВА:
Читается даже то, что эти дети разных поколений, понимаете? Вот девочка она предвоенного года рождения, мальчишка, очевидно, попал на самый военный период, и это тоже целая эпоха фильмов и целое поколение, кстати, в искусстве – таких вот…Шестидесятники – все дети войны. Будущие, я имею в виду, шестидесятники, этот мальчишка через 15 лет. Я не хочу сказать, понимаете, какой-нибудь Шпаликов, но это вот целое поколение такое. Именно, Попков – точно его поколения. А младший мальчик – он послевоенный. И эта эпохальность она тут совершенно верно читается. И я думаю, что усталость матери, ее такой взгляд поникший, она именно связана с тем, что придется как-то выгребаться. А детали шикарного быта, действительно… Ведь часы тут тикают, маятник на часах в состоянии разгона изображен, часы старой немецкой фирмы, чуть не «Павел Буре». Такие остатки роскошного быта в коммунальной квартире: ковер на полу, на который мало кто обращает внимание…
Слайд 10
Сочинение по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"
Передо мной
картина Ф.П. Решетникова "Опять двойка". Главной фигурой является мальчик
Митя.
Он опять получил двойку. Митя одет в пальто, на ногах ботинки. В руках он держит портфель, перевязанный верёвкой, из него торчат коньки. Он пришёл из школы. Лицо у него нахмуренное,глаза потупленные в пол.
Мать сидит у стола, сложив руки на коленях. Она смотрит на сына с укоризной. По её лицу видно, что она огорчена.
Сестра вытащила учебники и делала уроки. Она смотрит на Митю с осуждением. Одета сестра в школьную форму, на её шее повязан красный галстук, она, наверно, не получает двойки. Младший брат сидит на велосипеде и смотрит на Митю с усмешкой. Одна собака с радостью Встречает хозяина. Это видно из того, что она передними лапами упёрлась в его грудь, виляя хвостом.
На картине видно, что квартира двухкомнатная. В комнате, которая расположена ближе, темнее. В первой комнате на полу лежит ковёр, посередине стоит стол с белой скатертью, рядом стоит стул. На стене висят часы и календарь. в другой комнате на подоконнике стоят горшки с цветами, на стене висит календарь.
Я думаю, что мальчик исправится и больше не будет получать двойки.
(Сочинение по картине Ф.П. Решетниковa “Опять
двойка”)
1. Рядом с мальчиком, положив лапы на его грудь, стоит собака. По ее лицу видно, что она рада видеть хозяина.
2. Рядом с главным героем, на его груди, стоит радостная собака, не понимающая, расстройства и счастливая от прихода хозяина.
3. Видно, что старшая сестра сделала уроки и вообще любит учиться. У нее прилежный портфель.
4. Эта картина очень грустная, мрачная. Глядя на эту картину, сразу хочется учиться хорошо.
5. На первом плане грустный мальчик, лицо у него было опущено на пол.
6. В глубине картины виднеется семья мальчика.
7. Мне не понравилась картина, потому что здесь описывается горе мальчика, семьи. Потому что двойка – это горе семьи и особенно мамы.
8. Мне кажется, картина тусклая все лица, кроме собаки и младшего брата, унылые.
9. Мне понравилась эта картина по такому признаку, что первым делом надо учится, а потом идти гулять и играть в игрушки.
10. Собака встречает хозяина радостно и обнимает его.
11. Младший брат мальчика еще маленький и не понимает, что такое “два”, он счастлив.
Из сочинений учащихся 5 класса
Слайд 12
Чтобы уметь писать сочинение, надо знать законы, по
которым оно строится.
Закон 1.
Обдумать тему, обозначить
ее границы.
Закон 3.
Найти материал для конкретной темы, отобрать его, «разложить по полочкам», т. е. систематизировать.
Закон 5.
Написать сочинение определенного жанра:
- описание,
- описание с элементами рассуждения,
- рассказ.
Законы строения
сочинения
Закон 6.
Правильно и красиво выражай свои мысли. Используй синонимы, антонимы, фразеологизмы, эпитеты, сравнения.
Закон 7.
Исправляй, переделывай, улучшай написанное:
- есть ли в сочинении все важные части (вступление, основная часть, заключение),
- удачны ли переходы,
- имеются ли связки между частями и внутри,
- правильный ли сделан вывод.
Закон 4.
Построить сочинение, т. е. написать план:
- вступление,
- основная часть,
- заключение.
Закон 2.
Сформулировать основную мысль сочинения и отразить ее в содержании.
Слайд 13
1. Основная мысль сочинения (для чего написан текст?)
– это душа сочинения, его стержень, то, для чего
оно написано, то, что хотел сказать автор.
2. Полезно завести картотеку с высказываниями великих людей по разному поводу, чтобы потом использовать их как эпиграф, вступление, заключение или цитату.
3. План – заранее намеченная система работы с сочинением.
План бывает кратким и развернутым.
Помни!
Слайд 14
Передо мной картина Ф.П. Решетникова «Опять двойка». На
ней изображена вся семья: мама, сестра, старший брат, младший
брат и, конечно же, собака.
На переднем плане изображен главный герой картины. Мальчик недавно вернувшийся из школы, в расстегнутом пальтишке, с опущенными грустными глазами, с покрасневшим лицом от стыда и позора. Если внимательно приглядеться к портфелю ученика, можно увидеть торчащие из него коньки. Сам портфель перевязан веревкой, что дает отгадку на то, что он уже не выдерживает всего, что в нем написано. Пес с радостью смотрит в лицо ребенка, ему все равно какие оценки у мальчика, главное, что вернулся ученик в целости и сохранности. Сразу понятно, что грустный паренек и есть хозяин собаки.
Собака сама белая с коричневыми пятнами и остреньким черненьким носиком. Хвост у нее завит в забавное колечко.
Но в другом настроении мама ученика. По выражению лица можно прочитать ее мысли. Кажется вот-вот выразит она их вслух: «Ну вот, еще одну двойку получил, что же мне с тобой делать, лентяй ты этакий?»
По одежде женщины видно, что она прервала уборку и пошла встречать сына, который уже, наверное, не первый год огорчает мать плохими оценками. Еще один признак уборки – это швабра, стоящая в правом углу. В выражении лица сестры тоже можно угадать, что ей стыдно за брата и неспокойно за маму. Она, придя из школы, не переодевшись из школьной формы в домашнюю одежду, села за уроки. Заметно, что она уважительно относится к школе и, вероятно, отличница. Братик ученика рад его приходу так же, как и собака.
На заднем плане изображена другая комната. В ней на окне стоят цветы. Видно, что она не просторна, но уютна.
Эта картина понравилась мне тем, что на ней видно кроме укора и грусти еще и жалость.
Слайд 15
Перед нами картина Ф.П. Решетникова «Опять двойка». На
картине изображена семья, которая встречает мальчика, получившего двойку.
На переднем
плане мальчик-неряха. Он светловолосый, выглядит грустно, одет в черные галоши, черные штаны, старый тулуп с меховым воротником. В руках он держит старый, рваный, перевязанный веревкой портфель. На мой взгляд, на портфеле он катается, дерется им и использует на полную катушку. Мальчик принес двойку, и поэтому у него грустный вид. И это не в первый раз. Мальчика встречает собака; она верный друг, даже если у него двойка, да она и не подозревает, что у него двойка. Собака породы дворняга, она белая, с большими коричневыми пятнами.
Чуть поодаль центра картины сидит мама, усталая, грустная, глаза налились слезами, ведь она хотела, чтобы сын был отличником или хорошистом, но не двоечником. Рядом с мамой брат; он веселый, потому что ему интереснее играть со старшим братом.
На заднем плане - сестра, готовая разорвать брата. Сестре жаль маму.
Я ничего страшного не вижу в том, что сын принес двойку, потому что главное не оценка, а знание.
Слайд 16
Перед нами картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка». На картине
изображена семья, которая встречает мальчика, принесшего из школы двойку.
На
переднем плане картины мы видим мальчика – неряху. Он светловолосый, на нем поношенное пальто, черные штаны, калоши, и у него в руках портфель. Он старый, обмотанный веревкой, и, наверняка, этот мальчик неоднократно им дрался. У мальчика грустный вид, потому что он принес двойку.
Мальчика радостно встречает собака, потому что она рада его приходу и не подозревает о двойке. Она белого окраса с коричневыми пятнами.
В середине картины на стуле сидит мама. Она смотрит на сына неодобряюще и думает, что опять у него двойка и опять ей придется идти в школу, и , что даже возможно, его выгонят из школы. А младший брат, сидящий на велосипеде, рад ему. Брату наплевать на двойку, потому что сейчас он с ним поиграет.
Его сестра – отличница тоже не одобряет положение мальчика и сочувствует маме, отчего готова задушить своего брата.
Мое отношение к картине отрицательное. Я встал бы на сторону мамы.
Слайд 17
Перед нами картина Ф.П. Решетникова «Опять двойка». На
картине изображена семья, которая встречает мальчика, пришедшего из школы
с двойкой.
На переднем плане картины мы видим мальчика – неряху. У него светлые волосы, у него грустный вид, на нем тулуп, и он держит потрепанный портфель. На мальчике черные штаны и черные ботинки. Портфель старый и грязный. Скорее всего, он побывал в мальчишечьих боях, из портфеля торчат коньки. У мальчика грустный вид, потому что он опять принес двойку.
Мальчика встречает собака, потому что ей все равно: есть у него двойка или нет.
В центре картины мы видим маму, сидящую на стуле. У нее опустились руки от горя. Рядом с ней на велосипеде – брат. Он радостно смотрит на мальчика и думает: «Ну вот, пришел брат и будет со мной играть».
На заднем плане сестра укоряющее смотрит на брата. Она отличница и делает уроки.
Картина мне понравилась, она достаточно поучительная.
Слайд 18
Перед нами картина Решетникова «Опять двойка».
Зима. Мальчик
пришел из школы. Он одет в тулуп. У него
в руках потрепанный портфель, перевязанный веревкой. Из него торчат коньки. Ученик опять принес двойку. Ребенок – озорник и прогульщик. У него потрепанные волосы. Мальчик после школы гулял вместо того, чтобы прийти домой и делать уроки. Он огорчен. Его радостно встречает собака. Но ученику не хочется играть с псом. Дворняжка белая с рыжими пятнами. Хвост колечком. Она рада, что пришел хозяин. Потом собака и мальчик пойдут гулять.
Мама очень расстроена. Она занималась уборкой или готовила. Ей обидно, что сын прогульщик. Но женщина все равно добрая и любит своего старшего сына. Мама сидит за столом в большой комнате.
Около нее младший сын, которому года четыре. Он катается на детском велосипеде, на котором и встречает брата. Ребенок еще очень мал и поэтому не понимает, что такое двойка.
Старшая сестра тоже школьница. Но она уже давно вернулась из школы. А сейчас, не раздеваясь, садится за уроки. Девочка очень любит учиться. Ей жалко маму. Она переживает.
На заднем плане видна другая комната. Там на подоконнике стоит в горшке цветок.
Фон картины не очень веселый.
Мне понравилась эта картина, потому что тут описывается жизненная ситуация.
Корнеева Даша
Слайд 19
Перед нами картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка». На картине
изображена семья, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с
двойкой.
На переднем плане картины мы видим мальчика-неряху. Он светловолосый, тепло одетый, на нем поношенное пальто, черные штаны и калоши, в руках потрепанный портфель. Портфель у мальчика старый, явно побывавший в боях и развлечениях, на мой взгляд, неоднократно; еще портфель перевязан веревкой, из него торчат коньки. Мальчик грустен, потому что он принес двойку уже не в первый раз. Мальчика радостно встречает собака, потому что ей все равно, получил он двойку или нет.
В центре картины сидит расстроенная мама, она думает о том, что ей опять придется идти в школу. Она очень хотела, чтобы ее сын учился на отлично или хорошо, как и его сестра. Рядом с мамой на велосипеде сидит веселый брат и ждет - не дождется, когда старший брат с ним поиграет; он не понимает, что брат и мама расстроены. На заднем плане картины мы видим сестру – пионерку. Она отличница. Сестра учит уроки, ей жалко маму. Ей очень не нравится отношение брата к урокам.
Эта картина мне понравилась, потому что она поучительная для любого школьника.
Слайд 20
В картине Решетникова «Опять двойка» изображен мальчик, который
пришел из школы и принес двойку.
На переднем плане
картины изображены мальчик и собака. Мальчик пришел из школы и принес двойку. Из его портфеля торчат коньки, потому что вместо уроков он катается на коньках. Двойку, конечно же, он получил из-за прогулов и невыученных уроков.
Я думаю, что вряд ли он получит пять за уроки, если он все время приходит намного позже, чем его сестра. Вряд ли он успеет сделать все уроки.
В школе этого мальчика считают двоечником и прогульщиком.
На переднем плане изображена собачка. Ее хозяин мальчик. Собачка, скорее всего, дворняжка. Она белая с рыжеватыми пятнами. У нее хвост крючком, и она им виляет. Ей все равно, что получил хозяин.
На среднем плане изображены мама, братик и сестра. Мама, конечно, очень огорчена оценками сына. Ее поведение очень огорчает маму и вызывает у нее головные боли. Она очень добрая, так как не стоит с ремнем и не смотрит зло на сына. Она смотрит на него в каком-то смысле с сочувствием. Она только что приготовила еду и, я думаю, принялась за уборку.
Сестра уже давно дома, она поела и уже решила сесть за уроки, как вдруг явился брат. В отличие от брата-двоечника сестра одета очень опрятно и аккуратно. Брат же одет в какое-то старое- престарое пальто (может, оно никакое не старое, а просто замызганное и запачканное). У сестры все аккуратно сложено в портфель, а у брата большую часть портфеля занимают коньки и всего пара учебников. Когда брат собирал портфель, коньки, похоже, не уместились. Портфель не застегнулся, и мальчику пришлось завязать его веревкой.
Но сестра такую ерунду в школу не таскает, и у нее все учебники в порядке. Она смотрит на брата с укоризной. Но ей не так стыдно за брата, как боязно за мать. Мать же ведь тоже волнуется. Она не хочет идти в школу к директору и разговаривать с ним по поводу сына. Хотя директор, наверное, еще не успел ее вызвать, я думаю, что ей придется пойти к нему.
Сестра же, я думаю, учится в восьмом или девятом классе, и она отличница.
Что касается младшего брата, то ему не более четырех лет. Ему как-то все равно какие отметки у брата. Ему главное, чтобы старший брат с ним поиграл. Ну а брату – школьнику, конечно же, интересней поиграть.
На заднем плане, я думаю, комната сестры. Там висит географическая карта, которой пользуется сестра.
Мне понравилось в этой картине собачка. Мне нравится ее завитой хвост, окрас и ее мордочка.
Слайд 21
Картина Решетникова «Опять двойка», на первый взгляд такая
незамысловатая, понятная каждому из нас, на самом деле несет
в себе более чем глубокое содержание, на ее примере хорошо видны отношения между людьми, в особенности внутрисемейные.
Для начала обратимся к обстановке, позволяющей лучше определить все аспекты данной ситуации, расставить акценты происходящего. Перед нами – типичная квартирка послевоенного времени. Это может происходить и в Москве, и во Владивостоке, но, мне кажется, что это квартирка в каком-нибудь маленьком провинциальном городе. Обстановка небогатая, наверняка перед нами все члены семьи – война оставила их без отца, главного кормильца, и вся забота о содержании трех детей легла на плечи матери – уже немолодой женщины, изрядно измученной жизнью. Вся жизнь ее проходит в трудах, домашних заботах, и порой ее усталое, изнуренное лицо озаряет слабая улыбка, а глаза чуть-чуть увлажняются. Сейчас мы называем это «бальзам на душу», она же вряд ли знает такие слова и уж тем более не мыслит такими категориями. Но для нее эти маленькие радости фактически составляют смысл жизни, помогают не сдаваться, дают ей надежду.
И, конечно же, эти надежды она связывает со старшим сыном – мальчиком лет десяти, про которого, наверное, говорит: «Мой старший парень хороший, добрый. Обалдуй, конечно, да и лентяй». Она верит в него, и для нее его неудачи воспринимаются тяжелее всего – тем более что двое других детей ее не огорчают: дочь по причине своего трудолюбия, а младший сынишка пока просто не имеет поводов. А, как известно, матери обычно больше других своих детей любят ребенка-неудачника. Более удачливые воспринимаются ими как уже почти «вылетевшие из гнезда», а тот, один, он «слабый», его надо поддержать, защитить. И вот она сидит и смотрит на него, но не с гневом, а с печалью. Она думает, какой он жалкий: и пальтишко-то старенькое, и уши торчат, и сам он какой-то весь непокладистый. «И в кого он такой уродился?» - проскальзывает у нее в голове. Ее волнует, что ждет его в будущем, и, будучи женщиной простого, патриархального склада, успехи дочери почти не воспринимает – порой скажет машинально «молодец», а сама уже думает о сыне. Ей-то, девке, чего хорошо учиться, ей рожать надо будет, а не головой думать. Ну да ладно, учится себе – и пусть учится, коли нравится. Этим во многом и объясняется поведение дочери: психологически ей хочется доказать, что она лучше и важнее брата, хотя сама она может этого и не осознавать. В ее взгляде читается укор, чувство превосходства. «Почему ты держишь его в этом доме? Он хуже меня во всем, а ботинки новые ему купили, а не мне», - так и вертится у нее на языке раздраженное восклицание, обращенное прежде всего к матери – к человеку, на которого ей всегда хотелось произвести наибольшее впечатление, добиться ее похвалы. Она пришла и уже из своего куцего портфельчика учебники с тетрадками достает, а у него из портфеля что выглядывает? Тетрадка? Нет, коньки.
Слайд 22
Да, у мальчика действительно коньки в портфеле –
для него они важнее учебы. Мне кажется, что главная
проблема здесь не сама по себе «двойка», а отсутствие у него мотивации к учебе. В данный момент он переживает не из-за «двойки», а из-за того, что огорчил мать. Он отводит от нее глаза, ему стыдно перед ней. Но если бы сейчас конфликт исчез и он опять был бы предоставлен самому себе, он не сел бы за уроки, а пошел бы снова на каток. И так было бы до следующей двойки, а потом еще до одной и еще, - это цикл, замкнутый круг, и разорвать его может только его воля к победе, желание стать лучшим, получать хорошие отметки, а не отведенные глаза и потом сказанные матери пристыженные, неискренние, механические слова: «Извини, я больше не буду, честно». Начав получать хорошие отметки, он изменит не только отношение к себе других, но он в первую очередь изменит и отношение к самому себе, станет уважать себя, а следовательно, делать все лучше и «держать марку», не будет все время бояться. И это более чем важно: от этого зависит будущее героя и в этом кроется суть конфликта.
На картине присутствуют и два образца радости, веселья, словно бы противопоставленные трем главным героям. Это собака и младший сын. Младший в семье ребенок беззаботно катается на велосипеде, он эгоцентричен, и его пока мало волнуют проблемы окружающих. Он никогда не представляет брата как ученика, для него он в первую и последнюю очередь родственник, член семьи, и потому какая-то «двойка» его мало волнует.
Собака же радуется просто потому, что она собака, животное, и осмыслить ситуацию она не в состоянии. Она поймет, что сейчас не время для веселья, только когда начнется крик, затрагивающий ее животные, природные инстинкты. Но в том-то и сила картины, что все тихо; оплеухи, крик и слезы начнутся потом, а сейчас ситуация статична, и именно эта статика наиболее примечательна и передает наибольшую информацию.
В довершение хочется объяснить, почему в моей работе ни разу не встречались слова «центр», «в центре», «центральный персонаж». Когда я смотрю на эту картину, в первую очередь мне в глаза бросается окно. Оно полно света, а значит, жизни, надежды. Оно пропускает через себя все чувства, эмоции наружу, туда – в голубую бесконечность, в вечность, которая видела все, которая была и будет всегда. И, думая об этом, я чувствую, что все происходящее на картине теряет свою важность, острую актуальность. «Что эти волнения по сравнению с жизнью целиком, с историей? Так было и так будет всегда. Надо успокоиться, оглянуться и найти что-то вечное, какие-то непреходящие истины и уцепиться за них», – хотя происходящее на картине масштабом и видом значительно скромнее Аустерлицкого сражения, но, мне кажется, что мысли Андрея Болконского вполне воплощаются в этой картине.
Слайд 23
Устинова Даша, 10 класс.
Я хотела бы начать с
описания обстановки. Как мне кажется, это происходит где-то в
50-е годы или даже позже. По-видимому, квартира не очень богатая, но и не бедная, мужчины в доме нет, из-за этого вся работа лежит на матери-одиночке. Как мы видим, она в фартуке, с косынкой на голове – можно сделать вывод, что у нее работа идет постоянно.
Несомненно, напряжение в комнате очень высоко, так как ситуация серьезная, тем более что это происходит не в первый раз, как мы можем узнать из названия. В таких семьях, где не располагают достаточным количеством денег и дети растут без отца, у матери есть одна надежда – ее дети и их учеба, в частности. Особенно учеба сына, ведь он должен будет стать главой семьи, кормильцем, и многое зависит именно от учебы. Также от этого зависит, станет ли он пионером, что было очень важно для того времени. Центром внимания является сам мальчик, и к нему как бы направлены три «луча», три разных к нему отношения. Конечно, самым большим «агрессором», если можно так сказать, является сестра-отличница. Она прилежная ученица, она пионерка, она очень ответственно относится к учебе и ко всему, что с ней связано. Мы можем видеть, как она аккуратно одета, как аккуратно она кладет учебники, все на своих местах. В ее взгляде четко виден укор, недовольство. Сестра относится к мальчику, скорее, не как к брату, а как к ученику, который не исполняет свои обязанности. Ей это непонятно, она другая по натуре. Свое сыграл и ее возраст: она старший ребенок в семье, и, как можно догадаться, мама оставляла и оставляет ее иногда присматривать за младшими братьями – это дает ей право чувствовать себя более взрослой, и, учитывая детский максимализм, мы можем понять, что все ее чувства «гипертрофированны», и по этой причине она реагирует даже строже, чем сама мать, хотя та имеет больше прав на это. И нельзя не сказать, что ко всему тому примешивается еще и своеобразная гордость за то, что она не такая, за то, что она правильная.
Слайд 24
Мать же «более мирная». Она измотана своей жизнью,
и у нее нет сил даже на то, чтоб
сердиться. В ее взгляде можно увидеть обреченность, грусть. Она делает все что может для своих детей, можно сказать, она живет ради них и чувствует себя виноватой в том, что сын опять получил двойку. По ее позе видно, что она уже не знает, что делать, она устала и не может стоять. Скорее всего, она села сразу после того, как мальчик сказал ей, в чем дело, это был для нее удар, и она не смогла принять его.
Рядом с мамой как бы на контрасте изображен младший сын на велосипеде. Жизнерадостный, полный сил, он с усмешкой, с ехидством смотрит на брата. Скорее всего, как это обычно бывает, он избалован матерью, так как он является самым маленьким. Об этом говорит и то, что ему разрешено кататься на велосипеде по квартире, хотя это и доставляет немало дополнительных забот маме. Можно сказать, что он маленький эгоист. Тут затрагивается еще и конфликт младшего и старшего братьев – младший либо пытается быть во всем похожим на старшего (но это не тот случай), либо при каждой ошибке и шалости бежит к маме ябедничать, пытается получить больше похвалы за счет своего брата. И в данной ситуации он (младший брат) стоит на всякий случай поближе к маме, вряд ли он был так смел, открыто ухмылялся, если бы стоял поодаль, он своеобразно прячется за ней, перестраховывается.
И в заключение я бы хотела сказать о персонажах, стоящих на первом плане, собственно, мальчика и собаку, разряжающую всю картину. Она как яркое пятно на темном фоне. Она прибежала к мальчику и дружелюбно прыгнула на него, она рада его приходу, она его любит, и ей невдомек, что он там получил. Из этого, например, мы можем сделать вывод, что мальчик на самом деле не так и плох. Все еще можно исправить, главное, чтобы было желание. Если мы посмотрим на его лицо, то мы увидим, что оно выражает печаль, горечь, стыд, он стоит, опустив плечи, и ему даже стыдно посмотреть в глаза семье. Он не гладит собаку, а просто обреченно стоит, ожидая «приговора», а внутри его мучает совесть. Хотя он и изображен в дубленке, которая скрывает, есть ли у него тот заветный красный галстук (конечно, в советское время двоечник не мог быть изображен пионером), в руках у него портфель, к которому привязаны коньки, что, по идее, должно свидетельствовать о том, что он сегодня играл в хоккей после школы и, мол, он все равно веселился после такого трагического события, но мне кажется, что этого не было, ведь у него абсолютно искренняя горечь в глазах, он осознал свою ошибку.
Так что, мне кажется, он еще не потерян для того общества. Главное то, что он сожалеет, он раскаивается, а значит, он понимает, что так нельзя и это надо исправить. Он же еще мал, и все впереди. По-моему, после этого инцидента в нем что-то изменится, и он будет относиться к своим обязанностям более серьезно.
Слайд 25
Катя Федорова, 7 класс.
Получать двойки всегда обидно. Обидно
осознавать тот факт, что ты мог написать хорошо, но
нет – судьба сложилась так, что у тебя в тетради теперь «красуется» красная двойка. Но еще обиднее, возвращаясь домой после школы, представлять себе огорченные лица родителей. В этот момент ты готов возненавидеть весь свет – и за то, что какой же ты глупец, и за то, что придется огорчить родителей, которых ты, несмотря на все неприятности и проблемы, все же очень крепко любишь. Но тем не менее хоть какое-то утешение есть – хотя бы то, что ты не одинок, есть на свете люди, которые тебя понимают и которые тоже получают плохие оценки. Ну, например, мальчик в картине Ф. Решетникова «Опять двойка».
Холодная зима в городе. Дует ветер, но в маленькой квартирке тепло и уютно. В углу гостиной тихо тикают ходики. Обеденный стол накрыт белой скатертью, вокруг него стоят стулья с обитыми теплой кожей спинками. С другой стороны стола к нему придвинута низенькая скамеечка. На деревянном полу, что некогда был покрыт лаком, лежит клубнично-красный ковер с узорами по краям. В более темном угу едва виднеется еле различимый контур цветка в горшке. Над ним, совсем рядом с открытой дверью, ведущей в чью-то комнату, висит календарь. Казалось бы, недостает только счастливой семьи, попивающей горячий чай с конфетами. И эта семья есть… но она совсем не счастливая.
У стола стоит девочка лет двенадцати, серьезно нахмурив лоб. Ее волосы заплетены в две аккуратные косички с бантами, строго лежащими на ее плечах. Одета девочка в форменное коричневое платье и черный фартук. Даже красный пионерский галстук повязан у нее на плечах аккуратно и строго. Портфель ее также очень аккуратный и чистенький. Сейчас девочка достает из портфеля учебники… Но отчего же она замерла в такой суровой позе? Замерла не одна девочка – замерла и ее мать. Эта женщина одета по-домашнему, косынка и фартук говорят о том, что она сейчас готовила что-то на кухне. На лице у этой женщины – скорбь, видно, что она расстроена. Рядом с ней на
Слайд 26
маленьком красном велосипеде сидит пухлощекий мальчик в коротких
штанах и заправленной в них рубашке. Его хитрый взгляд
и ухмыляющаяся улыбка адресованы туда же, куда направлен строгий осуждающий взгляд сестры-отличницы и скорбный взгляд матери.
Так на кого же устремлены эти взгляды? Ответ прост – на мальчика на переднем плане. Этот светловолосый мальчуган с оттопыренными ушами и красными щеками одет в коричневое – явно с чужого плеча – пальто с меховым воротником. Пальто полурасстегнуто – виднеется воротник форменной куртки. Парнишка одет в синие мешковатые брюки и блестящие, еще не ношенные ботинки. В руках он держит кожаный портфель, уже успевший побывать во многих «сражениях»! Чего только не делали этим портфелем! Били и по голове смертельного врага из параллельного класса, и по голове симпатичной девчонки с косичками с передней парты. Портфель и мячом футбольным, и штангой успел побывать! А сколько раз его бросали! Один раз на портфель даже вылили чернила… Теперь и замок на портфеле не работает – ну, ничего, можно и веревочкой перевязать. Никогда еще портфель не подводил его, но сейчас все же подвел.
Так что же такого мальчик сделал? Он получил двойку. Опять! А все из-за того, что закатался на коньках, вместо того чтобы учить уроки (кончик лезвия коньков выглядывает из портфеля). Мальчику стыдно и обидно, стыдно, потому что опять, уже, наверное, в сотый раз он получил двойку! Обидно перед сестрой-отличницей, которую даже в школе на доске почета вывесили! Обидно перед всеми, особенно перед матерью, которую он очень любит, но все время огорчает! А младший брат… опять будет ехидничать и хихикать! Единственный, кто рад появлению мальчика, - это его собака, она всегда будет рада появлению своего хозяина – ведь она сейчас виляет хвостом и улыбается!
Остается только пожелать мальчику, чтобы в следующий раз с ним такого несчастья не приключилось и чтобы он – пусть даже сидя до ночи – все же выучил уроки, а в школе старался бы как можно больше отвечать!