Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Современная литература

Содержание

«Новый Мир» 2010, №1 ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА Илья Кукулин «Создать человека, пока ты не человек…» Заметки о русской поэзии 2000-х Лев Данилкин «КЛУДЖ»
«Нулевые» закончились  Новая эпоха после новой эпохи Как литература «нулевых» стала «Новый Мир» 2010, №1  ЛИТЕРАТУРНАЯ   КРИТИКА 	  Илья Поэзия «нулевых»ведь кроме прочего Где читать современную поэзию?Сайт «Полутона» (polutona.ru) имеет грозный слоган-подзаголовок «Один ты никто» бестселлеры в рейтингах доминируют новинки отечественного производства — а спрос на переводные литература стала слишком большой и слишком разнообразной — настолько, что можно утверждать, Главной коллизией литературы нулевых стало переживание отказа от свободы, опасности свободы, преимуществ Главный герой 1Художник, Артист, в самом широком смысле Главный герой 2Воин — сознательный коллаборационист, То есть быть Героем нулевых означало не соответствовать эпохе, не представлять собой модернистская и постмодернистская прозанулевые дали и несколько очень крупных образцов, основополагающих романов Что изменилось за 10 лет?В конце 90-х литература была скорее диванным аксессуаром, реализм возвращается «— Постмодернизм, вообще-то, уже давно неактуален.  — Что это такое Молодые писателиЗахар Прилепин, Алексей Иванов, Александр Иличевский (не говоря уже о Минаеве Оксана РобскиСергей Минаев АвторитетыВ литературе нулевых не было общепризнанного центра. Одни могут выстраивать картину нулевых Одно тревожное обстоятельство: современная русская литература неконвертируема; даже самые серьезные здешние землетрясения Причины   Современная русская литература — эндемик, со всеми плюсами и Что делать?Безусловно, чтобы преодолеть (имеющее под собой не слишком много оснований) ощущение Великий национальный роман когда в романе столбом встает то, что называется «национальный Александр Иличевский (Букеровская премия 2007) Клудж (англ. kludge)  на программистском жаргоне - программа, которая теоретически Темы для литературоведческого исследования Романы-антиутопии: Е.Замятин «Мы» - О.Дивов «Выбраковка».(Сравнительный анализ.)От постмодернизма Критерии оценки исследовательской работы:Актуальность темы.Осознанность задач.Степень разработки.Новизна исследования.Защита.
Слайды презентации

Слайд 2 «Новый Мир» 2010, №1 ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

«Новый Мир» 2010, №1 ЛИТЕРАТУРНАЯ  КРИТИКА 	 Илья Кукулин «Создать

Илья Кукулин «Создать человека, пока ты не человек…»

Заметки о русской поэзии 2000-х Лев Данилкин «КЛУДЖ»

Слайд 3 Поэзия «нулевых»
ведь кроме прочего

Поэзия «нулевых»ведь кроме прочего


я фиксирую червоточины
в моих жестах в твою сторону
в твоих словах в мою сторону
в жестах и словах контролера в жулебино[5]
в грязной раковине
в отсутствии туалетной бумаги в поезде
 
кабы я выбирала чем раниться
выбирала бы только важное
ненасыщенное и влажное
и не сладкое и не кислое
перспективное для работы со смыслами
 
(Татьяна Мосеева, «научи меня любить родину…»)
 


Слайд 4 Где читать современную поэзию?
Сайт «Полутона» (polutona.ru) имеет грозный

Где читать современную поэзию?Сайт «Полутона» (polutona.ru) имеет грозный слоган-подзаголовок «Один ты

слоган-подзаголовок «Один ты никто»
«Сообщество Полутона». Все более

заметным явлением становится регулярно выходящий на сайте поэтический журнал «РЕЦ»:
объединение «Вавилон». Лидер этого объединения Дмитрий Кузьмин


Слайд 5 бестселлеры
в рейтингах доминируют новинки отечественного производства — а

бестселлеры в рейтингах доминируют новинки отечественного производства — а спрос на

спрос на переводные не растет или даже падает; успех

абсолютного аутсайдера Александра Проханова; длящийся второе десятилетие сенсационный интерес к Виктору Пелевину; абсолютная мейнстримизация патентованного еретика Владимира Сорокина; романы Ольги Славниковой на полке бестселлеров

Слайд 6 литература стала слишком большой и слишком разнообразной —

литература стала слишком большой и слишком разнообразной — настолько, что можно

настолько, что можно утверждать, что такой разной она не

была никогда
. Простые подсчеты показывают, что во времена Белинского в год появлялось 2 — 3 заслуживающих разговора романа, при Чуковском — 7 — 8, теперь — 50 — 60.

Слайд 7 Главной коллизией литературы нулевых стало переживание отказа от

Главной коллизией литературы нулевых стало переживание отказа от свободы, опасности свободы,

свободы, опасности свободы, преимуществ «несвободы». Если уж на то

пошло, «бунт внешний ничего не даст. Бунт должен быть внутренним, направленным внутрь, такой силы, чтобы кишки распрямились
.


Слайд 8 "Что сейчас в России называют "мейнстримом"? ("Mainstream" —

"Главное направление")
Голоса распределились следующим образом.

Коммерческий проект: фантастика среднего

качества, ловко притворяющаяся "актуальным искусством" - 40%;
маргинальное творчество: заумная эстетская фантастика, мода на которую намеренно раздута - 21%;
неформатные тексты, смыкающиеся с традиционной фантастикой, но не укладывающиеся в рамки популярных серий - 6%;
самостоятельное направление в литературе, активно использующее приемы и наработки НФ - 16%;
отдельная ветвь литературы - 14%.
В голосовании приняло участие 530 респондентов.

Из-за всей этой "технической" неразберихи традиционного анализа опроса не получилось, но заметки писателя по проблеме, поставленной в вопросе, нам показались не менее интересными. И уж точно - претендующими на актуальность.

Слайд 9 "Мейнстрим"
Судя по запросам рынка, мейнстримом станут называть

крепкую сюжетную прозу среднего качества, строго реалистическую и четко

ориентированную на средний класс. Тексты с ярко выраженным фантастическим элементом будут выдавлены за границу понятия "мейнстрим", допустимой останется легкая мистика с непременным разоблачением.

Слайд 10 Главный герой 1
Художник, Артист, в самом широком смысле

Главный герой 1Художник, Артист, в самом широком смысле

Слайд 11 Главный герой

Главный герой 2Воин — сознательный коллаборационист, часто из

2
Воин — сознательный коллаборационист, часто из интеллигентов, испытывающий такое

омерзение от пошлости окружающего мира что подается в «слуги государевы» — тоже в очень широком смысле.


в юридической трактовке коллаборационизм международного права — осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом в его интересах и в ущерб своему государству.



Слайд 12 То есть быть Героем нулевых означало не соответствовать

То есть быть Героем нулевых означало не соответствовать эпохе, не представлять

эпохе, не представлять собой идеальное ее отражение — а

каким-то образом преодолевать ее, пошлую, бесконфликтную, управляемую с помощью технологий манипулирования, требующую двигаться по определенным коридорам потребления

Слайд 13 модернистская и постмодернистская проза
нулевые дали и несколько очень

модернистская и постмодернистская прозанулевые дали и несколько очень крупных образцов, основополагающих

крупных образцов, основополагающих романов для истории литературы последнего десятилетия:

«Взятие Измаила» Михаила Шишкина, «2017» Ольги Славниковой, «Аномалия Камлаева» Сергея Самсонова. Особенно любопытным — даже по прошествии многих лет — остается «Взятие Измаила».


Слайд 14 Что изменилось за 10 лет?
В конце 90-х литература

Что изменилось за 10 лет?В конце 90-х литература была скорее диванным

была скорее диванным аксессуаром, способом экранироваться от действительности —

уйти в мир ширм, иллюзий, галлюцинаций, пародий, пропавших рукописей, текстов-в-текстах, компьютерных лабиринтов и проч. Но с каждым годом мы видим все больше текстов, которые, наоборот, сокращают дистанцию между читателем и реальностью, вовлекают читателя в реальность, говорят о ней такую правду, узнав которую читатель должен почувствовать себя на диване некомфортно, захотеть вылезти из раковины «частного человека», почувствовать общность судьбы

Слайд 15 реализм возвращается
«— Постмодернизм, вообще-то, уже давно неактуален.

реализм возвращается «— Постмодернизм, вообще-то, уже давно неактуален.  — Что это


 
— Что это такое — постмодернизм? — подозрительно спросил

Степа.
 
— Это когда ты делаешь куклу куклы. И сам при этом кукла.
 
— Да? А что актуально?
 
— Актуально, когда кукла делает деньги» (Пелевин, «ДПП (NN)»).
 


Слайд 16 Молодые писатели
Захар Прилепин, Алексей Иванов, Александр Иличевский (не

Молодые писателиЗахар Прилепин, Алексей Иванов, Александр Иличевский (не говоря уже о

говоря уже о Минаеве и Оксане Робски) за два-три

года прошли путь от «молодого, подающего надежды дебютанта» до суперзвезды.
в современной отечественной литературе доминирует молодежь — как в 20-е и 60-е

Слайд 17 Оксана Робски
Сергей Минаев

Оксана РобскиСергей Минаев

Слайд 18 Авторитеты
В литературе нулевых не было общепризнанного центра. Одни

АвторитетыВ литературе нулевых не было общепризнанного центра. Одни могут выстраивать картину

могут выстраивать картину нулевых вокруг Пелевина, другие — вокруг

Прилепина, третьи — вокруг Улицкой, четвертые — А. Иванова и так далее, но все это свидетельствует либо о личных пристрастиях наблюдателя, либо о его неосведомленности.


Слайд 19 Одно тревожное обстоятельство:
современная русская литература неконвертируема; даже

Одно тревожное обстоятельство: современная русская литература неконвертируема; даже самые серьезные здешние

самые серьезные здешние землетрясения никак не регистрируются сейсмографами на

главном литературном рынке планеты — англо-американском. Два исключения —Борис Акунин и Сергей Лукьяненко — характерно-жанровые, поэтому ничего особо не меняют. Русские-авторы-никому-не-нужны, точка.


Слайд 20 Причины
Современная русская литература — эндемик,

Причины  Современная русская литература — эндемик, со всеми плюсами и

со всеми плюсами и минусами этого статуса. Она развивается

не по тем законам, которые работают практически везде. Так, вместо того чтобы фиксировать игру отражений и моделировать «психологии» уникальных личностей — как это делает в основном салонная, декоративная западная литература, — «высокая литература» в отечественном варианте главным образом занимается исследованием общества, кодированием национальной идеологии и проектированием образа будущего

Слайд 21 Что делать?
Безусловно, чтобы преодолеть (имеющее под собой не

Что делать?Безусловно, чтобы преодолеть (имеющее под собой не слишком много оснований)

слишком много оснований) ощущение собственной неуспешности, провинциальности и невостребованности,

русской литературе очень нужен какой-то глобальный хит — как «Лолита», как «Мастер и Маргарита», как «Доктор Живаго» или как «Архипелаг ГУЛАГ». Хит — и/или Нобелевская премия русскому автору. Разумеется, крайне сложно выйти на сверхзатоваренный рынок; разумеется, Нобелевская премия — политический инструмент, и вряд ли у кого-то из сегодняшних русских авторов есть шанс пригодиться тем, кто делает эту политику;

Слайд 22 Великий национальный роман
когда в романе столбом встает

Великий национальный роман когда в романе столбом встает то, что называется

то, что называется «национальный дух»; когда роман обеспечивает «духовную

родину», объясняет, что нигде больше жить ни при каких обстоятельствах нельзя. Например, великий национальный роман — это роман, получивший в 2007 году в России Букеровскую премию — и, разумеется, впоследствии застрявший на таможне. Что ж, любой квалифицированный западный литературный агент, доведись ему просмотреть синопсис романа про исход из метафизического рабства, сразу же — без сомнения — отправил бы его в мусорную корзину: галлюцинирующий наяву физик Королев, уставший и от науки, и от омерзительных девяностых/нулевых, бросает все, обручается со статуей, плутает несколько недель в адском лабиринте секретного метро, а затем уходит странствовать с бездомными и, умирая от упоения левитановскими пейзажами, растворяется в русском ландшафте, буквально. Это «Матисс» Александра Иличевского: роман про «внутренний бунт», роман, не соответствующий доминирующим «трендам» и логике развития рынка, роман, который — если судить по тенденциям предшествующего периода — ни при каких обстоятельствах не мог быть написан в нулевые, роман, созданный в «блестящей изоляции», роман, у которого нет ни малейших шансов оказаться конвертируемым, роман, чей синопсис выглядит смехотворно; и при этом — великий национальный роман.


Слайд 23 Александр Иличевский (Букеровская премия 2007)

Александр Иличевский (Букеровская премия 2007)

Слайд 24 Клудж (англ. kludge) на программистском жаргоне - программа,

Клудж (англ. kludge) на программистском жаргоне - программа, которая теоретически

которая теоретически не должна работать, но почему-то работает.
Русская

литература не должна была производить «великие национальные романы», она должна была выполнять другую, более соответствующую изменившимся обстоятельствам программу, она вообще не должна была работать, если уж быть совсем честными; не должна была — однако, черт его знает почему, все-таки работала.


Слайд 25 Темы для литературоведческого исследования
Романы-антиутопии: Е.Замятин «Мы» - О.Дивов

Темы для литературоведческого исследования Романы-антиутопии: Е.Замятин «Мы» - О.Дивов «Выбраковка».(Сравнительный анализ.)От

«Выбраковка».(Сравнительный анализ.)
От постмодернизма к реализму: реализм возвращается («strikes back»)
Отображение

кризиса 2008 года в современной литературе
Трансформация русской поэзии
1990 — 2000-х годов


  • Имя файла: sovremennaya-literatura.pptx
  • Количество просмотров: 122
  • Количество скачиваний: 0