Слайд 2
План
Композиция художественного произведения.
Сюжет художественного произведения.
Система персонажей.
Пространство и
время.
Слайд 3
Композиция художественного произведения
Композиция (от лат. compositio, сочинение, составление)
- построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов
и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.
Слайд 4
Компоненты текста и их роль в композиции
Название произведения
может
указать читателю, о каких событиях будет идти речь;
выделить
главного героя;
обозначить кульминацию (сюжетные заглавия);
иметь символический и метафорический смысл.
Слайд 6
Посвящение может служить своеобразным комментарием к произведению.
Слайд 7
Эпиграф помогает передать дух, смысл произведения.
Слайд 8
Начало и финал текста –
предмет особого внимания писателя.
Начало
– приглашение к разговору. Оно может быть стремительным или
размеренно-плавным.
Финал – вершина, позволяющая по-новому обозреть прочитанное. Он может создавать эффект завершенности или ощущение перспективы.
Особенность финалов в ДЛ – двуадресность.
Слайд 9
Части текста как элементы композиции
Двухчастная композиция предполагает сопоставление
или противопоставление частей («Тараканище» К. Чуковского),
трехчастная – не
только противопоставление, но и синтез («Бармалей» К. Чуковского).
Количество частей может соответствовать изображаемым предметам или событиям.
Слайд 10
Композиционные приемы, обладающие выразительными возможностями в ДЛ
Повтор способствует
выделению значимых частей текста и их лучшему запоминанию.
Вариации –
повторы, сопровождающиеся изменениями, что позволяет акцентировать различие. Могут располагаться по принципу нарастания, градации.
Кольцевая композиция – сходство начала и финала. Так подчеркивается результат развития сюжета.
Слайд 11
Прием сочетания детализированного и суммирующего изображения, т.е. важные,
значимые события даются полно, подробно, детально, менее значимые –
кратко, лаконично.
Прием умолчания. Неизвестные события интригуют, создают ощущение тайны, загадки. Узнавание, разгадка тайны продвигает действие вперед.
Слайд 12
Сюжет художественного произведения
Сюжет – последовательность событий, изображенных в
произведении.
В сюжете важен конфликт (борьба, столкновение).
Традиционная трехчастная схема
сюжета:
завязка – начало конфликта;
кульминация – момент его наивысшего обострения;
развязка – разрешение конфликта.
Слайд 13
Конфликт может быть между:
между личными интересами героев;
между героем
и антигероем, шире – между добром и злом, благородством
и подлостью, эгоизмом и любовью и др.;
между героем и окружающим миром;
внутренний конфликт.
Слайд 14
Допустимо ли трагическое разрешение конфликта в ДЛ?
Для чего
юному читателю необходим анализ сюжета?
Слайд 15
Система персонажей в художественном произведении
Анализ системы персонажей
предполагает характеристику действующих лиц, их участие в разрешении конфликта,
понимание мотивов их поведения.
В произведении есть центральные персонажи и второстепенные.
Центральные персонажи принимают непосредственное участие в разрешении конфликта.
Второстепенные необходимы для раскрытия характера центрального персонажа.
Слайд 16
Литературный характер – образ человека, очерченный с известной
полнотой и индивидуальной определенностью.
Слайд 17
Приемы создания литературного характера
Имя героя.
Портрет.
Манеры поведения, мимика и
жесты.
Речь героя.
Поступки героя.
Характеристика героя автором или другими героями.
Характер может
быть постоянным или подвержен изменениям.
Слайд 18
Какова взаимосвязь сюжета и характера?
Слайд 19
Пространство и время в художественном произведении
может быть абстрактным
и конкретным. Абстрактность означает, что конфликт универсален, не связан
с конкретным временем и пространством.
Слайд 20
Пространство в художественном произведении
Делится на свое и чужое.
Свое придает событиям эффект достоверности, чужое обладает свойствами экзотического,
чудесного мира, события воспринимаются как вероятные, возможные.
Может быть открытым и закрытым. Открытое пространство символизирует свободу, широту миру или души героя, закрытое – ограничения в судьбе героя.
Для русской литературы особо значимо противопоставление – город и деревня.
Слайд 21
Время в художественном произведении
Важной приметой времени являются религиозные
праздники, например, Рождество и Пасха.
Исторические характеристики – важнейшие ориентиры
времени. Требуют дополнительных комментариев для ребенка.
Время измеряется и природными ритмами. Существует стереотип восприятия суточных ритмов и времен года.