Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Стихотворение в прозе

Содержание

Иван Сергеевич Тургенев. Иван Сергеевич Тургенев (28 октября [9 ноября] 1818, Орёл, Российская империя — 22 августа [3 сентября] 1883, Буживаль, Франция) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее
I часть  Стихотворение в прозе «Собака»  Ивана Сергеевича Тургенева. Иван Сергеевич Тургенев. 		Иван Сергеевич Тургенев (28 октября [9 ноября] 1818, Орёл, В июне 1882 года в свет выходит цикл Тургенева «Стихотворения в прозе», написанный Стихотворение в прозе-…		Стихотворение в прозе— литературная форма, которая характеризуется наличием лирического героя, Собака (февраль, 1878 г.)    Нас двое в комнате: собака Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Повествование Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и «И конец!» - подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье, посвященной стихотворениям в прозе, писал: И.А.Бунин стихотворение «Собака» Ива́н Алексе́евич Бу́нин (10 (22) октября 1870, Воронеж — 8 ноября 1953, Париж) — русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский Лирика И.А.БунинаСтоит отметить, что в своём раннем творчестве Бунин много внимания уделял Иван Бунин «Собака» Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей Ты смотришь золотистыми Анализ стихотворения «Собака»  Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько Памятник И.А.Бунину в ВоронежеПравительство Российской Федерации в 1990 г. приняло решение о сооружении
Слайды презентации

Слайд 2 Иван Сергеевич Тургенев.
Иван Сергеевич Тургенев (28 октября

Иван Сергеевич Тургенев. 		Иван Сергеевич Тургенев (28 октября [9 ноября] 1818,

[9 ноября] 1818, Орёл, Российская империя — 22 августа

[3 сентября] 1883, Буживаль, Франция) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века.


Слайд 3 В июне 1882 года в свет выходит цикл

В июне 1882 года в свет выходит цикл Тургенева «Стихотворения в прозе»,

Тургенева «Стихотворения в прозе», написанный в последние годы. С этим

связан и набор ключевых тем стихотворений: одиночество, смерть, скоротечность жизни, неизбежность увядания, старость. Поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле.
В цикл «Стихотворения в прозе» входят такие стихотворения, как «Собака», «Дурак», «Воробей», «Роза», «Милостыня», «Два богача»,  «Последнее свидание», «Порог», «Щи», «Враг и друг», «Как хороши, как свежи были розы…».
Эти стихотворения написаны от первого лица, с их помощью Тургенев доносит до читателей свои мысли, чувства и переживания. Хоть это и белый стих, т.е. не разделенный рифмой на строфы, здесь очень выразительна ритмика, подчиненная авторской интонации.
Язык этих стихотворений чем-то напоминает язык лирического письма к близкому другу.
Этот цикл отчасти продолжает «Записки охотника», в центре которых также находится трепетное отношение Тургенева к своей родине, к простым русским людям, к русской природе и культуре. Эта тема всегда была его любимой.


Слайд 4 Стихотворение в прозе-…
Стихотворение в прозе— литературная форма, которая

Стихотворение в прозе-…		Стихотворение в прозе— литературная форма, которая характеризуется наличием лирического

характеризуется наличием лирического героя, малым объёмом, небольшим сюжетом, подчинённостью

произведения выражению какой-то одной мысли, одного переживания, одного образа.
Стихотворения в прозе писали И. С. Тургенев, И. А. Бунин, О. Уайльд, А. И. Солженицын и др.

Слайд 5 Собака (февраль, 1878 г.)

Нас

Собака (февраль, 1878 г.)  Нас двое в комнате: собака моя

двое в комнате: собака моя и я. На дворе

воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Слайд 6

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева.

И. С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и

образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти.
Тема произведения - рассказ автора о нем самом и его собаке. Стихотворение представляет собой философские, рассказ автора о нем самом и его собаке.
Мотив произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть» , «жизнь» , «огонек» (в значении «жизнь») , «конец» .
В стихотворении можно выделить следующие микротомы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря») , собака. Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств, использование тропов:
- олицетворения: «воет страшная, неистовая буря» . Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая» . Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов» . Другое олицетворение - чувство «живет» . Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный» .
Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит» , «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом» . Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора) .

Стихотворение в прозе «Собака».


Слайд 7 Выбор автором слов также служит основной идее произведения.

Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие

Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его

собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное» . Для усиления интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.»

Слайд 8 «И конец!» - подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это

«И конец!» - подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и

не животное и не человек меняются взглядами…» — восклицательный

знак используется для усиления отрицания.

Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?» . Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.

Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь жмется» . В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.

Слайд 9 Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье, посвященной

Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье, посвященной стихотворениям в прозе,

стихотворениям в прозе, писал: «Это строго согласованное, сжатое тисками

трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути...».


Слайд 10 И.А.Бунин стихотворение «Собака»

И.А.Бунин стихотворение «Собака»

Слайд 11 Ива́н Алексе́евич Бу́нин (10 (22) октября 1870, Воронеж — 8 ноября 1953, Париж) — русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской

Ива́н Алексе́евич Бу́нин (10 (22) октября 1870, Воронеж — 8 ноября 1953, Париж) — русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый

академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933) «за

правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».
Впервые за время существования этой премии награда по литературе была вручена русскому писателю. Всероссийская известность Бунина переросла во всемирную славу. Каждый русский в Париже, даже тот, который не прочитал ни одной строчки Бунина, воспринял это как личный праздник. Русские люди испытали сладчайшее из чувств — благородное чувство национальной гордости.

Слайд 12 Лирика И.А.Бунина
Стоит отметить, что в своём раннем творчестве

Лирика И.А.БунинаСтоит отметить, что в своём раннем творчестве Бунин много внимания

Бунин много внимания уделял описанием природы, своей маленькой родины.

Его поэзия была обогащена бурными красками. При этом в его произведениях всегда прослеживалась лёгкая грусть и наблюдательность.
Лирический герой произведений Бунина не имеет возраста. Он выше лет. Он наблюдает за окружающим миром, природой, её величием и красотой. У лирического героя произведений Бунина прослеживается стремление достичь гармонии с окружающим миром. Он хочет слиться с природой, стать с ней одним целым. В лирике Бунина постоянно затрагивается темы любви и смерти. Он считает, что любовь – это приземлённое чувство, единственное которое способно сделать человека счастливым. Увы, в лирике Бунина любовь слишком часто является недосягаемой, неразделённой. При этом смерть – это некий итог жизни человека. Неотъемлемая часть самой жизни. И в этом он прав.
Лирика Бунина всегда искренна, правдива, честна. И в этом её огромное значение и заслуга.

Слайд 13 Иван Бунин «Собака»
Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей Ты смотришь

Иван Бунин «Собака» Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей Ты смотришь

золотистыми глазами На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме, На

метлы гулких, дымных тополей. Вздыхая, ты свернулась потеплей У ног моих - и думаешь... Мы сами Томим себя - тоской иных полей, Иных пустынь... за пермскими горами. Ты вспоминаешь то, что чуждо мне: Седое небо, тундры, льды и чумы В твоей студеной дикой стороне. Но я всегда делю с тобою думы: Я человек: как бог, я обречен Познать тоску всех стран и всех времен.

Слайд 14 Анализ стихотворения «Собака»
Философское начало присутствует во

Анализ стихотворения «Собака» Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина,

многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция

прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной. Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака», написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького. Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме».

Слайд 15 В этом нет ничего удивительного, так как Бунин,

В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть

вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую

тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».

Слайд 16 Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей

же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он

это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

Слайд 17 Памятник И.А.Бунину в Воронеже
Правительство Российской Федерации в 1990 г.

Памятник И.А.Бунину в ВоронежеПравительство Российской Федерации в 1990 г. приняло решение о

приняло решение о сооружении памятника И. А. Бунину. Автором памятника стал

скульптор Александр Бурганов, профессор Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова.

Памятник был установлен 13 октября 1995 года в Воронеже в сквере, который получил название «Бунинский», в честь 125-лет со дня его рождения.

Поэт изображён в час расставания с Россией. Он сидит на поваленном дереве, его поза символизирует тревогу и надежду. Рядом с ним на дереве лежит раскрытая книга. К ногам Бунина прижимается собака — символ навсегда уходящего дворянства, символизируя одиночество.


  • Имя файла: stihotvorenie-v-proze.pptx
  • Количество просмотров: 112
  • Количество скачиваний: 0