Слайд 2
Цель: расширить и углубить представления учащихся о жизни
и творчестве М.Ю.Лермонтова.
Задачи:
Обучающие:
продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова,
пробудить интерес к его произведениям;
вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта и с людьми, которые окружали его;
продолжить обучение декламационному чтению.
Развивающие:
развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;
способствовать развитию творческого воображения;
развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
развить умение высказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
воспитывать заинтересованное отношение к личности поэта;
воспитывать уважение к его творчеству.
Слайд 3
Дом Елизаветы Алексеевны Арсеньевой
в Тарханах
Слайд 4
Лермонтов в раннем детстве
Лермонтов в детстве
Слайд 5
Лермонтова в юности
З
Заболотский
Петр Ефимович
Слайд 6
Юрий Фёдорович Самарин.
«Это в высшей степени артистическая
натура, неуловимая и не поддающаяся никакому внешнему влиянию благодаря
своей неутомимой наблюдательности…- пишет Ю. Ф. Самарин. — Прежде чем вы подошли к нему, он вас уже понял: ничто не ускользает от него; взор его тяжёл, и его трудно переносить».
Слайд 7
Александр Илларионович Васильчиков
В Лермонтове (мы говорим о нем
как о частном лице) было два человека: один добродушный
для небольшого кружка ближайших своих друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение, другой — заносчивый и задорный для всех прочих его знакомых
Слайд 8
Аким Павлович
Шан-Гирей
В домашней жизни своей Лермонтов был почти
всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше
рисованием!..
Слайд 9
Дмитрий Аркадьевич
Столыпин
«…в обществе Лермонтов был предметом самых
заботливых попечений о нем со стороны друзей, которые группировались
вокруг него, и он в ответ на это дарил их своим доверием и братской откровенностью».
Слайд 10
Константин Xристофорович Мамацев
Лермонтов был тоже «всегда
весел, любил острить, но его остроты часто переходили в
меткие и злые сарказмы, не доставлявшие особого удовольствия тем, на кого были направлены. Когда он оставался один или с людьми, которых любил, он становился задумчив, и тогда лицо его принимало необыкновенно выразительное, серьезное и даже грустное выражение; но стоило появиться хотя одному гвардейцу, как он тотчас же возвращался к своей банальной веселости, точно стараясь выдвинуть вперед одну пустоту светской петербургской жизни, которую он презирал глубоко. В эти минуты трудно было узнать, что происходило в тайниках его великой души».
Слайд 11
Сражение при р.Валерик. Рисунок М.Ю. Лермонтов
Слайд 12
Восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года
Слайд 13
Иван Иванович
Панаев
Лермонтов «казался пустым и чуть недюжинным человеком
да еще с злым сердцем», дерзким офицером.
Слайд 14
Иван Сергеевич Тургенев
«Внутренне Лермонтов,
вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда
его втолкнула судьба»
Слайд 15
«Брось ты свои стихи,— сказал однажды Лермонтову любивший
его более других полковник Ломоносов, — государь узнает, и
наживешь ты себе беды!».
Александр Григорьевич
Ломоносов
Слайд 16
Александр Васильевич Дружинин
А для Лермонтова «мир искусства был
святыней и цитаделью, куда не давалось доступа ничему недостойному.
Гордо, стыдливо и благородно совершил он свой краткий путь
Столыпин
Раевский —
близкие и верные друзья Лермонтова, знавшие «каждый день его жизни: где он был, что делал и даже с кем и что говорил он».
Слайд 18
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоём!
Так поток весенний отражает
Свод небес далекий голубой
И в волне спокойной он сияет
И трепещет с бурною волной.
Будь, о будь моими небесами,
Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рожден, чтобы не жить без них.
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч-путеводитель,
Что хвала иль гордый смех людей!
Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить
Варвара Александровна Лопухина
Слайд 19
Александр Иванович
Одоевский
Владимир Фёдорович
Одоевский
Владимир Александрович Соллогуб
Екатерина Петровна Ростопчина
Слайд 20
Николай Васильевич Гоголь
Виссарион Григорьевич Белинский
Андрей Александрович Краевский
Слайд 21
Салон Карамзиных
Пётр Андреевич Вяземский
Василий Андреевич Жуковский
Слайд 22
Браницкий
Ксаверий Владиславович
«Самим собой» Лермонтов был и в
«обществе молодых людей, которое называли, по числу его членов,
кружком шестнадцати». Собираясь, участники «все обсуждали с полнейшей непринужденностью и свободой, как будто бы III Отделения собственной его императорского величества канцелярии вовсе и не существовало...»
2
Встреча двух великих писателей
Михаил Юрьевич Лермонтов
Виссарион Григорьевич
Белинский
Сатин
Николай Михайлович
Слайд 24
Белинский «в первый раз поразговорился... от души» с
Лермонтовым в 1840 году.
«Львиная натура! Страшный и могучий
дух!», — восклицал Белинский уже после гибели поэта.
Слайд 25
Михаил Юрьевич Лермонтов
Александр Сергеевич Пушкин
Слайд 26
Первая страница поэмы „Хаджи Абрек“, напечатанной в „Библиотеке
для чтения“ 1835 г. август
Слайд 29
«О, полно извинять разврат...»
Подмечено самое характерное в
поэзии Пушкина: «пел о вольности», защищал права личности, проповедовал
гуманизм в период николаевского террора.
Ты рано одарен природой;
Ты видел зло, и перед злом
Ты гордым не поник челом.
Ты пел о вольности…
Слайд 30
Белюкин Д.А. Смерть Пушкина
В 1837 году на дуэли
погиб А.С.Пушкин. Лермонтов не был лично с ним знаком.
Но боготворил его как поэта. Под влиянием горя и негодования он написал стихотворение «Смерть Поэта».
«Смерть поэта»
Слайд 31
Издания книги М. Лермонтова «Маскарад»
Слайд 32
Романтическая поэма
«Демон»
1829г. - первая редакция «Демона».
Слайд 35
Демон и Мцыри — самые могучие образы романтических
героев в русской литературе XIX века.
Слайд 36
Александр Христофорович Бенкендорф
Шеф жандармов и главный начальник III
отделения собственной её Величества канцелярии
Слайд 37
В 1841 году Лермонтов мечтает выйти в отставку
и заняться литературным трудом. «Мы должны жить своею самостоятельною
жизнью и внести свое самобытное в общечеловеческое, — говорил он редактору «Отечественных записок» Краевскому. — Зачем нам все тянуться за Европою и за французским... Мы в своем журнале... не будем предлагать обществу ничего переводного, а свое собственное. Я берусь к каждой книжке доставлять что-либо оригинальное, не так, как Жуковский, который все кормит переводами...» .