Слайд 3
определить круг произведений, где Пушкин создает многофункциональный образ
дороги;
выяснить обусловленность разработки мотива пути фактами биографии и особенностей
творческого этапа поэта;
вычленить черты новаторства Пушкина в развитии сквозного мотива русской литературы;
доказать, что тема дороги вырастает в размышления о жизненном пути человека, определяясь как индивидуальностью писателя, так и общими закономерностями литературного процесса.
ЦЕЛИ РЕФЕРАТА:
Слайд 4
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Обобщить и прокомментировать
имеющиеся в литературоведении
мнения
по теме.
Разграничить идейную нагрузку мотива в
романтическом и
реалистическом наследии Пушкина.
Уловить все разнообразие оттенков философского звучания мотива пути в различных произведениях поэта.
Слайд 5
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Охарактеризовать особенности авторского героя-путника.
Найти причины системного обращения
к дорожным мотивам.
Проследить, как тема пути в творчестве А.С.Пушкина
вырастает в проблему России и человечества.
Слайд 6
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ
отбор библиографии,
сопоставление литературоведческих оценок по истории вопроса,
изучение
биографии поэта,
анализ художественных текстов,
сравнительный анализ эпизодов.
Слайд 8
БИБЛИОГРАФИЯ
Басина М. Я. Там, где шумят Михайловские рощи
– Л.: «Детская литература», 1971, стр. 22, 39-42.
Бахтин
М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990, стр. 21-22.
Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина, т. 2. – М.: Советский писатель, 1967, стр. 722.
Бочаров С. Н. Поэтика Пушкина. Очерки. – М.: Наука, 1974. стр.104.
Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957, стр. 415.
Слайд 9
БИБЛИОГРАФИЯ
Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. –
М., 1965, стр. 356.
Измайлов Н. В. Лирические произведения дорожного
цикла в поэзии Пушкина конца 20-30-х годов // Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. – Л.: Наука, стр. 213-269.
Лахостский К. П. Александр Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для учащихся – М.-Л.: «Просвещение», 1964, стр. 39, 60-62, 104-112.
Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин : Биография писателя. –Л.: Просвещение, 1981, стр. 255.
. Макогоненко Г. П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). Л.: Худож. лит., 1974.
Слайд 10
БИБЛИОГРАФИЯ
Мейлах Б. С. Пушкин и его эпоха –
М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958, стр. 396.
Непомнящий В.
С Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. – М.: Сов. Писатель, 1987, стр. 448.
Рождественский В. А. Читая Пушкина – Л.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1962, стр. 159, 172.
Скатов Н. Н. Русский гений. – М.: Современник, 1987, стр.352.
Слинина Э.В. Лирический цикл Пушкина «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829 г.)» // Сб. Пушкинский сборник, ЛГУ, 1977.
Слонимский А. Л. Мастерство Пушкина – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963, стр. 105.
Слайд 11
романтический период творчества Пушкина
дорога – символ бегства, изгнания,
одно из воплощений темы свободы.
Покинул он родной предел
И в край далекий полетел
С веселым призраком свободы...
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей.
«Погасло дневные светило...»
Слайд 13
разнообразие оттенков философского звучания образа в реалистическом наследии
Пушкина
Это жизненный путь:
...Но злобно мной играет счастье:
Давно без крова я ношусь,
Куда подует самовластье;
Уснув, не знаю, где проснусь.
Всегда гоним, теперь в изгнанье
Влачу закованные дни....
( «К Языкову»)
Хоть тяжело подчас ей бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
(«Телега жизни»).
непредсказуемая судьба
Слайд 15
символ перепутья, нравственного выбора
“Эй, пошел
ямщик!..” — “Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам”.
(«Бесы»)
Слайд 17
антитеза семьи, дома
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть Господь судил...
«Дорожные жалобы» (1829)
Слайд 18
завершение странствий, возвращение на круги своя.
Завтра, к
милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь, не наглядясь.
«Зимняя дорога».
Слайд 19
особенности пушкинского героя
Изгнанник
(братья-разбойники и Алеко) ,
путник
(Владимир, Марья Гавриловна, Бурмин, Лиза, Алексей Берестов, Петр Гринев,
Пугачев, Самсон Вырин) ,
странник
(Онегин) ,
путешественник
(автор «Путешествия в Арзрум», Онегин) .
Слайд 20
причины обращения поэта к дорожной теме
скитальческая,
наполненная путешествиями жизнь поэта. Образы путника, ямщика, дорожных верст
постоянно встречаются в произведениях поэта.
литературные традиции эпохи ;
особенности стиля Пушкина: его путь от романтизма к реализму заставлял менять идейную нагрузку образа дороги.
Слайд 21
Новаторство Пушкина
в осмыслении темы
Пушкин делает образ
дороги лейтмотивом лирики и прозы;
философски осмысляет тему (Здесь
дорога – символ перепутья и метафора судьбы и жизни. Образ дороги конкретного героя, автора разрастается до масштабов пути человечества);
воплощает мотив дороги в разных жанрах (стихи, элегии, поэмы, романы в стихах и в прозе, наконец, путешествие);
использует параллелизм.
Так дорога становится сквозным героем
пушкинского творчества.
Слайд 22
выводы по теме исследования:
тема пути пронизывает все
творческое наследие Пушкина с 1820 по 1836 год.
Поэт
разрабатывает ее как в поэтических произведениях («Погасло дневное светило» (1820), «Телега жизни» (1823), «К Языкову» (1824), «Зимняя дорога» (1826), «Дорожные жалобы» (1829), «Бесы» (1830),
так и в прозаических («Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» (1830), «Дубровский» (1832-1833), «Путешествие в Арзрум», «Капитанская дочка» (1836).
Свое воплощение мотив пути находит и в поэмах («Братья-разбойники» (1822-1823), «Цыганы» (1824)),
и в романе в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831).
Слайд 23
удивительно жанровое разнообразие пушкинских произведений «дорожной тематики»:
элегии,
поэмы,
-
повести,
роман,
очерк.
Слайд 24
при переходе к реализму поэт расширяет функции мотива
пути , усиливая философское звучание.
Слайд 25
Если в романтических поэмах Пушкин, изображая дороги героев,
отдает дань традиции, то позже вносит в тему пути
значительное новаторство, расширяя оттенки значений знакомого читателю образа.
Слайд 26
часто параллельно с изображением пути героев автор показывает
свой собственный путь как в биографическом, так и в
творческом плане. Это обнаруживает эволюцию его творческих взглядов и победу оптимистических начал (кроме «Бесов»).
Слайд 27
В творчестве Пушкина ведущим является осмысление дороги как
жизненного пути человека, поэта и всей России. Здесь заложены
основы традиции, которую разовьет в образе Руси-тройки Н. В. Гоголь, позже творчески осмыслят
Н. А. Некрасов и А. А. Блок.
Слайд 28
Пушкин задумывается о будущем страны и показывает идеал
как в «Повестях Белкина», так и в «Капитанской дочке».
Путь России не в индивидуализме европейского человека, подобного Сильвио, а в единении, в безыскусных, но вечных идеалах, которые исповедуют герои остальных повестей цикла.
Слайд 29
В «Капитанской дочке» пересекаются пути Гринева и бунтовщика
Пугачева,
но герои идут разными дорогами.
Признание «Не приведи,
господи, видеть русский бунт, жестокий и беспощадный» говорит о кредо автора –
по Пушкину, путь России – путь свободы, но не кровопролития и жестокости.
Слайд 30
Лирические отступления в отрывках из путешествия
Онегина показывают будущее России как цивилизованной страны.
Со временем
(по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги,
верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут...
Слайд 32
разработка темы дороги Пушкиным как дань традиции, по
моему мнению, осмысляется в функциях пейзажа, скуки, бытовых мотивов.
Продолжением открытий предшественников Пушкина является мотив, связанный с героем-путником, скитальцем, изгнанником.