Слайд 2
Философы и писатели 19 века о русском народе.
Национальный
характер - это исторически сложившаяся
совокупность устойчивых психологических черт
нации,
определяющих привычную манеру поведения и
типичный образ жизни людей, их отношение к труду,
к другим народам, к своей культуре.
Слайд 3
Особенности русского национального характера
«Есть образ мыслей и чувствований,
есть тьма обычаев и поверий и привычек, принадлежащих исключительно
какому-нибудь народу...»
А.С.Пушкин
Слайд 4
«Есть один фактор, который властно господствует над нашим
историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу
историю, который содержит в себе, так сказать, всю ее философию, который проявляется во всей эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер, который является в одно и то же время и существенным элементом нашего политического величия, и истиной причиной нашего умственного бессилия: это- фактор географический» .
П.Я.Чаадаев
Слайд 5
У русского человека множество привычек западного человека, а
также и множество традиций восточного, а в целом нет
ни традиций Запада, ни Востока, да и свои традиции русский народ никак не может выработать.
Слайд 6
В.Г. Белинский
«Россия до Петра Великого»
«Какие
хорошие свойства русского человека, отличающие его не только от
иноплеменников, но и от других славянских племен, даже находящихся с ним под одним скипетром? – Бодрость, смелость, находчивость, сметливость, переимчивость- на обухе рожь молотит, зерна не обронит, нуждою учится калачи есть, - молодечество, разгул, удальство, - и в горе, и в радости море по калено!»
Слайд 7
Н.В.Гоголь
«Выбранные места из переписки с друзьями»
Патриотизм. «…что такое
для русского Россия. Вспомните, что, когда приходила беда ей,
тогда из монастырей выходили монахи и становились в ряды с другими спасть ее. Чернецы Ослябя и Пересвет, с благословения самого настоятеля взяли в руки меч, противный христианину, и легли на кровавом поле битвы…».
Слайд 8
Патриотизм русский не бездумный, а скорее, великодушный. Русский
народ не может хранить вечную затаенную злобу, которая в
других нациях может передаваться из поколения в поколение. У русских есть чудное свойство: как только заметят они, что враг готов пойти на сближение или показывает снисхождение, они сами уже готовы чуть ли не просить прощение. Вот почему, по мнению Н.В. Гоголя, в России скорее, чем где-либо, могут быть прекращены самые застарелые ссоры и тяжбы.
Слайд 9
Только в России возможна быстрая замена одних ценностей
другими, так как эти ценности лишены почвы, они не
укорены в сознании человека.
«В десять лет внутри России столько совершается событий, - писал Н.В. Гоголь, - сколько в другом государстве не совершается в полвека… в последние два, три года даже начали выходить из нее и люди совершенно другие, не похожие ни в чем с теми, которых вы знали еще не так давно »
Слайд 10
А.И.Герцен
«Prolegomena»
Русским чужда национальная гордость и часто даже –
увы, чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен
агрессивный национализм.
«Мы выше зоологической щепетильности и весьма безразличны к расовой чистоте, - это нисколько не мешает нам быть вполне славянами. Мы довольны тем, что в наших жилах течет финская и монгольская кровь; это ставит нас в родственные, братские отношения с теми расами - париями, о которых человеколюбивая демократия Европы не может упомянуть без презрения и оскорблений. Нам не приходится также жаловаться на туранский элемент. Мы добились несколько большего, чем чистокровные славяне Болгарии, Сербии и т.п.»
Слайд 11
Стремясь к абсолютной истине, правде, русский народ не
гнушается никаких методов и поэтому часто впадает то в
одну крайность, то в другую. Многие идеи и мотивы, будь то нигилизм, атеизм, социализм или республиканизм, заимствованы русскими с Запада. На Западе эти идеи родились, оформились, однако в России они воплотились в жизнь.
Слайд 12
Ф.М. Достоевский
«Пушкин»
«Назначение русского человека есть, бесспорно,
всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским,
может быть и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите… Для настоящего русского Европа и удел всего арийского народа также дороги, как и сама Россия, как и удел своей земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей».
Слайд 13
«Мы не краснеем от того, что происходим из
Азии, - писал А.И. Герцен, - и не имеем
ни мыслящей необходимости присоседиться к кому бы то ни было справа или слева. Ни в ком мы не нуждаемся, мы – часть света между Америкой и Европой, и этого для нас достаточно».
Слайд 14
« Неужто в самом деле ни в моей,
ни в его и ни в чьей иной русской
душе не видать ничего кроме дряни?… Как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе…Мне было несносно, и пошел я искать праведных…» .
А.Ф.Писемский
Н.С.Лесков
«ничего, кроме мерзости».
Слайд 15
Тема русского национального характера в творчестве Н.С.Лескова
Тема народного
героизма
Тема странничества
Тема праведничества
Слайд 16
Тема народного героизма
Герой Лескова – богатырь обликом и
духом. Описывая внешность Флягина автор подчёркивает его сходство с
былинными героями. Ему присущи жизнелюбие, молодечество, озорство. Но как и для богатырей, поступки героя, в которых всё это выплёскивается (непреднамеренное убийство монашка, борьба с татарином, усмирение коня), - лишь «проба сил» и преддверие главного дела жизни: патриотического подвига.
Слайд 17
«Мне за народ помереть очень хочется» – этими
словами Флягина автор зафиксировал момент, когда его герой прозрел
и «дорос» до такого душевного состояния, которое характеризуется устремленностью к Богу и к Божественной истине, тем особым состоянием души, которое можно назвать духовным богатырством. Предназначение былинного богатыря – совершение патриотического и христианского подвига. Одним из определений героя повести становится – «богатырь-черноризец», и это еще раз подчеркивает его характеристику как национального героя.
Слайд 18
Тема странничества
“Очарованный странник” – это тип “русского скитальца”
(говоря словам Достоевского). Это русская натура, требующая развития, стремящаяся
к духовному совершенству. Он ищет и не может обрести себя. Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия.
Странничество – важный элемент русского национального самосознания.
Слайд 19
Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми, но
он нигде не задерживается надолго. В жизни он не
участник, а только странник. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это не следствие душевной слабости и пассивности, а полное принятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем.
Слайд 20
Тема праведничества
Своих идеальных героев Лесков называл «праведниками»,
ибо поступали они, как и древние святые подвижники, во
всем «по закону божьему» и жили по правде.
Национальный святорусский уклад бытия с его воззрениями и обычаями - это для лесковских героев единственно приемлемый образ жизни.
Главное, что определяет их поведение в жизни, - служение живому делу.
Слайд 21
Формирование русского национального характера и саму идею праведности
Лесков связывал с христианством. Народ хранит тот «живой дух
веры», без которого христианство теряет жизненность и становится абстракцией.
Подобно другим лесковским героям, Флягин не изначально безгрешен , он проходит многотрудный путь духовного роста, важно, что он к этому росту оказался способен.