Слайд 2
«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю
жизнь.
Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос,
самый жизненный, самый реальный…»
А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.
Слайд 3
А. Блок жил и творил в эпоху исторических
и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал
свой путь в конце 90-х годов ХIХ столетия как лирик, отрешенный от реальной жизни, целиком погруженный в свои смутные душевные переживания.
Однако все сочинения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в прекрасное будущее. Источником этой веры была Россия.
Слайд 4
Обращение поэта к теме Родины, осмысление ее исторического
пути и грядущей судьбы было связано для него с
переживанием подъема и поражения первой русской революции. Блок создал лирический образ многоликой России: В июле 1905 года было написано стихотворение «Осенняя воля» в котором Россия показана как могучая и свободная стихия:
Слайд 5
Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в
кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной
рукав.
Слайд 6
В стихотворении «Россия» (1908) вновь звучит мотив вольности
и бунта (красота России — «разбойная краса», «звенит тоской
острожной глухая песня ямщика»). В «Руси» (1906) Россия предстает перед читателем таинственной и колдовской землей:
Слайд 7
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю
— и за дремотой тайна,
И в тайне ты
почиешь, Русь.
Слайд 8
Блок, поэтизируя старину, воспевал «дремучую», «колдовскую» Русь. Но
за этим прекрасным и таинственным обликом видны картины реальной
убогой жизни («утлое жилье», «вихрь, свистящий в голых прутьях»).
Слайд 9
В дальнейшем поэт стал все яснее ощущать, что
его путь должен сливаться с историческим путем Родины. Он
предчувствовал, что в стране назревают революционные события. Особенно значителен в этом смысле пророческий цикл «На поле Куликовом». Поэт предрек России «высокие и мятежные дни». Здесь видна тема неуспокоенности и движения:
Слайд 10
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь
и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
Слайд 11
Россия запечатлена в образе степной кобылицы, которая воплощает
в себе вечное движение, преодоление трудностей. Образ России, устремленной
«в даль веков», по внутреннему смыслу близок «птице-тройке» Гоголя. Важную роль в патриотической лирике Блока играет мотив «долгого пути», лежащего перед Родиной:
Слайд 12
О Русь моя! Жена моя! до боли
Нам ясен
долгий путь!
Слайд 13
Поэт отождествляет свои личные переживания с трагической судьбой
России, воспринимая Родину как часть себя:
Слайд 14
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь сердце,
плачь…
Слайд 15
Блок создал свой самобытно - неповторимый лирический образ
Родины — не матери, каким он был у поэтов
прошлых столетий, а подруги, возлюбленной, «светлой жены». Россия для поэта — это самое святое:
Слайд 16
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Слайд 17
Характер чувства к России, восприятие ее изменялись, но
любовь к ней Блок пронес через все свое творчество.
Эта любовь помогала ему выжить в тяжелые и переломные моменты, в моменты душевного неустройства (когда была сожжена библиотека в Шахматове).
Слайд 18
Россия Блока — надежда и утешение. для поэта
любовь к Родине — чувство глубоко личное. В октябре
1908 года Блок написал потрясающие строки:
Слайд 19
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни
ветровые,
Как слезы первые любви!
Слайд 20
Она никогда не пропадет, не сгинет, с нею
и «невозможное возможно».
«Россия — буря», — говорил Блок. Через
все его стихи о Родине прошел ряд образов и метафор, представляющих безостановочное движение: ветер, вьюга, снежная метель. В поэме «Двенадцать» Блок запечатлел в метелях и пожарах образ новой, свободной, революционной Родины. Поэт принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар». Но в его стихотворениях звучит тревога:
Слайд 21
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
Слайд 22
Зловещая птица — символ несчастья... В «Скифах» Блок,
обращаясь к исторической судьбе Родины, призывает покончить с войнами.
Блоковская Россия — это и необъятные русские дали, и бесконечные дороги, и кровавые закаты, и бешеные тройки, и буйные вьюги, и пожар войны... Однажды Блок, выступая перед публикой, в ответ на просьбу прочесть «о России» сказал: «Это все — о России». А в письме к Станиславскому поэт писал, что этой теме он сознательно и бесповоротно посвящает жизнь. По словам М. Горького, истинный поэт — эхо мира, а не только нянька своей души. Эти слова с полным правом можно отнести к Блоку.
Слайд 23
А.А. Блок и М.А. Врубель. «Национальная стихия»
Слайд 24
И Врубеля, и Блока волнует проблема «родина –
художник – человек». И художника, и поэта отличает особый
психологический подход к национальной теме, лирически окрашенное чувство, влюбленность в национальную стихию. В одном из писем к сестре (1891) Врубель писал: «Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека…».
Слайд 25
Картины Врубеля, посвященные «русскому сказочному роду» («Царевна Волхова»,
«Богатырь», «Тридцать три богатыря», «Пан», «Царевна-Лебедь» и др.), написаны
под «добрым влиянием» Н.А.Корсакова. Пожалуй, одна из лучших «русских» картин Врубеля – «Царевна-Лебедь» – сказочно-символический образ, прекрасный и загадочный, которую особенно любил А.Блок.