Слайд 4
Описание — это чаще всего характеристика. Такой текст описывает
место, обстоятельство, участников событий, внешность, состояние человека или обстановки,
в которой происходят события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности.
Слайд 5
1 Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась
под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами.
Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)
2 Годков капитану было тридцать девять, обитал он в общаге на втором этаже в самой большой угловой комнате, где раньше был общий холл с телевизором. Койка, три стула, стол и в Васькин рост розовый японский холодильник. Иногда появлялась богатая музыка со множеством колонок, плазменная панель в полстены или ещй что-то такое же экзотическое, дико дорогое и специально заказанное в Японии. (В. Ремизов. «Воля вольная»)
Слайд 6
3 Маша жила в своём доме. Типовом для
посёлка, длинном одноэтажном доме, разделённом пополам на двух хозяев.
Внутри тоже у всех было одинаково, безыскусная простенькая планировка: двери по центру, окна посередке. У Маши всё было продумано, просто и удобно. Вещей в квартире было немного, и она казалась просторной. (В. Ремизов, «Воля вольная»)
Слайд 7
Повествование — это сообщение о последовательности действий, о том,
что происходило вначале, а что потом, как развивались события.
Во многих повествованиях выделяются этапы развития событий, включающие начало, развитие, кульминацию, развязку. В таких текстах может быть много наречий, называющих признак действия, деепричастий и деепричастных оборотов, выражающих добавочные действия, а также глаголов, особенно глаголов СВ в прошедшем времени. Примером может служить краткий пересказ сюжета фильма или книги.
Слайд 8
1 Трое суток добирался Илья Жебровский до участка.
Последник сорок километров до зимовья несколько лет уже никто
не чистил, и местами дорога была сильно завалена упавшими деревьями. Пилили в две пилы, растаскивали, раскладывали брёвна. Какие-то очень уж здоровые «Уралом» дёргали, проезжали недолго и снова пилили. (В. Ремизов «Воля вольная»)
2 Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. ОН взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Слайд 9
Дядь Саша выругался и полез из кабины.
Дядь Саша
ждал этой беды, в кузове у него был запасной
мост... Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка.
К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Слайд 10
Рассуждение — это тип текста, представляющий размышление, объяснение,доказательство
точки зрения говорящего. Для рассуждения характерны следующие компоненты содержания:
тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения.
Слайд 11
1 По своему характеру он плюнул бы на
это дело, замял и уехал бы, но в области
уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самому здорово досталось.
Александру Михайловичу и так всё ясно было его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная»)
2 Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Слайд 12
Повествование с элементами описания:
Слышал, что три года назад,
весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот
день САшка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Слайд 13
Повествование с элементами описания:
Илья поставил вариться макароны, открыл
тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда
в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).
Слайд 14
Описание с элементами рассуждения:
Генка встал, отряхиваясь, взял карабин
на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту
вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Слайд 15
Карточка №1.
Братцы, что я вам сейчас расскажу!
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пришёл дед в
огород, поглядел на репку, потаскал её туда-сюда – не вытаскивается репка. Стал бедный дед звать бабку:
- Эй, бабка, что ты там на печке сидишь? Сколько можно баклуши бить? Марш ко мне репку рвать! И побыстрее, пока я добрый, а то припомню тебе и пересоленный борщ, и пятно, не отстиранное тобой на кафтане.
- Ой, дедка, миленький, только не злись! Уж бегу, бегу…
И поковыляла бабка в огород репку вытаскивать…
Вопросы для наблюдения:
- К какому функциональному стилю относится текст?
- Какова цель разговорного стиля?
- Каковы основные стилевые черты и используемые языковые средства?
Слайд 16
Карточка №2.
В один ясный майский день, когда каждая
птица радуется пригревшему наконец солнышку, полуседой старик с грустными
глазами, слегка прихрамывавший на одну ногу, посадил в своём огороде репку. Выросла репка такая огромная и красивая, что все соседи, уставшие от постоянных проблем и забот, останавливались и в удивлении разводили руками.
Холодной осенью попытался старик вытащить репку из земли, но это оказалось ему не по силам, и побрёл он в дом звать на помощь бабку в белом шёлковом платочке…
Вопросы для наблюдения:
- К какому функциональному стилю относится текст? (к художественному)
- Какова цель художественного стиля? (произвести впечатление, изобразить предмет или событие)
- Каковы основные стилевые черты и используемые языковые средства? (выразительность, эмоциональность, образность, обилие средств художественной выразительности)
Слайд 17
Карточка №3.
Сенсация! Сенсация! Гигантская репа! В деревне Огородники
Земледельческого района в этом году наблюдается невиданная до сих
пор урожайность овощей. Особого внимания заслуживает репа, выращенная крестьянином Хозяевским на приусадебном участке. Как отмечают соседи, её размеры так велики, что один человек не способен даже вытащить плод из земли. Гигантская репа будет выставлена на ежегодной ярмарке «Осень-2009».
Вопросы для наблюдения:
- К какому функциональному стилю относится текст?
- Какова цель публицистического стиля? - Каковы основные стилевые черты и используемые языковые средства?
Слайд 18
Карточка №4.
Репа – овощ семейства крестоцветных, с жёлтыми
или белыми округлыми корнями, которые отличаются сладковато-острым вкусом. В
некоторых изданиях упоминаются случаи чрезвычайной урожайности репы. Согласно народному источнику, один человек вырастил репу огромных размеров, которую не мог в одиночку извлечь из почвы, что может быть обусловлено применением современных эффективных удобрений или повышенным уровнем радиоактивности в регионе.
Вопросы для наблюдения:
- К какому функциональному стилю относится текст?
- Какова цель научного стиля?
- Каковы основные стилевые черты и используемые языковые средства?
Слайд 19
Карточка №5
Инструкция по извлечению репы из почвы
1. Прийти
в огород и обнаружить в нём репу.
2. Выбрать наиболее
крупную и спелую репу.
3. Подвернуть рукава и обхватить руками ботву выбранной репы.
3. Тащить овощ на себя до полного извлечения из земли.
Вопросы для наблюдения:
- К какому функциональному стилю относится текст?
- Какова цель официально-делового стиля?
- Каковы основные стилевые черты и используемые языковые средства?