На чём строится тонический стих
Классический
стих:
Что ж ты заводишь мне песню военную,
Флейте подобно, мой милый снегирь.
/ - - / - - /- - / - - дактель 4 ст.
/ - - / - - / - - / дактель 4 ст.
Тонический (пример стяжания):
Что ты заводишь песню военну,
Флейте подобно, милый снегирь…
/ - - / - / - - / - д+х+д+х
/ - - / - / - - / д+х+д+х
Слайд 3
В классическом стихе поэты стали допускать вольности:
стяжание (уменьшение безударных промежутков между ударными) в трех слоговых
размерах - (возникновение в трех слоговых размерах двух слоговых стоп):
- - / - / - - / анапест + ямб + анапест
/ - - / - / - - дактиль + хорей + дактиль
расширение (увеличение безударных промежутков в двух слоговых размерах – (возникновение в двух слоговых размерах трёх слоговых стоп):
- / - / - / - - / ямб 3 стопы + анапест
/ - - / - / - / - дактиль +3 стопы хорея
Александр Соколов
(сочетание разных 3х-слоговых размеров)
Не любишь - дерзишь, -/- -/ ам.2 ст.
Никого не жалеешь. - -/ - -/- ан.2 ст.
Любишь - не мстишь, /- - / дактиль 2 ст.
И обидеть не смеешь. - -/ - -/- ам.2 ст.
Не любишь - живёшь, -/- -/ ам.2 ст.
И в душе пустота. - -/- -/ ан. 2 ст.
Любишь - идёшь, /- - / дактиль 2 ст.
вокруг красота. - -/ - -/ ан. 2 ст.
Слайд 5
Былинный стих бывает 3х типов:
а. упрощённый с преобладанием
хорея,
б. строгий,
в. Нормальный (он основан на тактовике)
г. Расшатанный (близкий
к акцентному)
Пала ведь Змея на сырую землю.
/ - / - / - - / - / - 5 уд. сл. (Ж)
Скочил Добрынюшка на белую грудь:
- / - / - - - / - - / 4 уд. сл. (М)
«Как побью Змею я тебя теперь…»
- - / - / / - / - / 5 уд. сл. (М)
Раёшный стих
(говорной)
А. Пушкин
«Сказка о попе и его работнике Балде»
Жил – был поп, / / / 3 уд. слога
Толоконный лоб, - - / - / 2 уд. слога
Пошёл поп на базар - / / - - / 3 уд. слога.
Посмотреть кой-какой товар, - - / - - / - / 3 уд. слога.
Навстречу ему Балда, - / - - / - / 3 уд. слога
Идёт, сам не знает куда… - / - - / - - / 3 уд. слога.
Тактовик
С. Есенин
В синюю высь звонко / - - / / - 3 уд. сл.
Глядела она, скуля, - / - - / - / 3 уд. сл.
А месяц скользил тонкий , - / - - / / - 3 уд. сл.
И скрылся за холм в полях… - / - - / - / 3 уд. сл.
Расшатанный
тактовик
Р. Рождественский
С ней бы плыть на лодке / - / - / - 3 уд.
Долго. Медленно. / - / - - 2 уд.
Взять её за локоть / - / - / - 3 уд.
Нежно. Бережно. / - / - - 2 уд.
Побродить просто… - - / / - 2 уд.
А я ей вот муторно - / / - / - - 3 уд.
Задаю вопросы - - / - / - 2 уд.
С видом мудрым… - / - / 2 уд.
Паузник
(стяжание)
/ А. Ахматова/
Иглы сосен гулко и колко
- - / - / - - / ан. + ямб+ан. 3 уд. слога
Устилают низкие пни
- - / - / - - / ан. + ямб + ан. 3 уд. слога
Здесь лежала его треуголка
- - / - - / - - / ан. 3 ст. 3 уд. слога
И расстрелянный том Парни
- - / - - / - / ан.2 ст. + ямб. 3 уд. слога
Дольник
- дактилехорический / - - / - / - -
- амфибрахохорический - / - / - - / -
- анапестоямбовый - - / - / - - /
- амфибрахоямбовый - / - -/ -/ -
Слайд 11
- со двусложным стяжанием в стихе: (в амфибрахии)
/А.
Фет/ Я вижу блеск приветный и милый
-
/. - /. - / - - / -
- с односложным стяжанием в стихе: (амфибрахии)
/А. Блок/ И слушаешь песни далёких сёл
- / - - / - - / .- /
- осложненный трибрахием: (амфибрахии+ямб)
/А. Соколов/ Трещали деревья. Я вслушивался в голоса…
- / - - / - - / - - - - - / амф. 4 + ямб
- однократный пропуск икта: (ямб+анапест – с трибрахием)
/А. Гедымин/ И чувствуешь вечером перед сном…
- / - - / - - - - / ямб + анапест 2 + ямб
- многократный пропуск иктов:
К. Симонов
То тянется, как лишение, - / - - - - . / - -
Похожий на путешествие - / - - - - . / - -
А может быть на сравнение - / - - - - . / - -
Огонь, что летит как бедствие… - / - - / . -/ - -
Слайд 13
Тонический (дольник) с большим количеством ударных
слогов
С. Есенин
Ещё прекрасно серо небо
- / - / - / - / - 4 уд.
Ещё безнадежна серая даль, - / - - / - / - - / 4 уд.
Ещё несчастных ищущих хлеба - / - / - / - - / 4 уд.
Никому не жаль, никому не жаль. - - / - / - - / - / 4 уд.
Тонический (дольник) с малым количеством ударных слогов:
С. Есенин
Вот уж вечер. Роса - - / - - / 2 уд.
Блести на крапиве. - / - - / - 2 уд.
Я стою у дороги - - / - - /- 2 уд.
Прислонившись к иве… - - / - / - 2 уд.
Слайд 14
Тонический (дольник) с преобладанием 2х слоговых размеров
– АКЦЕНТНЫЙ:
/В. Маяковский/
У нас семь дней / / / 3 уд.
У нас часов двенадцать - / - / - / 3 уд.
Не прожить себя длинней - - / - / - / 3 уд.
Смерть не умеет извинятся - - - / - - - / - 2 уд.
Если ж с часами плохо / - - / - / - 3 уд.
Мала календарная мера - / - - / - - / - 3 уд.
Мы говорим – Эпоха, / - - / - / - 3 уд.
Мы говорим – Эра! / - - / / - 3 уд.