Слайд 2
Цель урока:
показать трагизм в утрате духовности,
сопоставление пьесы
и повести,
выявить их смысл, особенности художественного мастерства и
мировоззрения писателей.
Слайд 3
Здоровый, жизнеспособный народ всегда видит свои недостатки
и знает, что меткое, своевременно сказанное острое слово
– действенное орудие борьбы против них. Корни русской литературы уходят в далёкое прошлое(вспомните хотя бы Иванушку-дурачка)
Слайд 4
Д. Бедный
В. Маяковский
М.Зощенко
М.Булгаков
Д. Бедный, В.Маяковский, М.Зощенко, М Булгаков
продолжают традиции замечательных русских сатириков Н.В.Гоголя и М.Е.
Салтыкова-Щедрина, развивают их.
Н.В.Гоголь
М.Е. Салтыков-
Щедрин
Слайд 5
Сатира – (лат . satira),1) способ проявления комического в
искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору
порочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности комических средств (сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). Сатира возникает в народной "смеховой" культуре и постепенно охватывает ряд видов искусства: театр и литературу (особенно комедия), публицистику (памфлет, фельетон), изобразительное искусство (карикатура, шарж), эстраду, кино, телевидение и др. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры: Мольер, Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя, О. Домье.2) В древнеримской литературе и связанных с ней традициях особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы (Ювенал).
Слайд 6
«…сатира, бьющая в цель должна волновать, беспокоить, тревожить.
Зритель и читатель должны быть непременно убеждены , что
они и сами что-то должны сделать для устранения зла, сделать безотлагательно. Тогда сатира достигнет своей цели».
Слайд 7
Первая постановка пьесы Маяковского была осуществлена в театре
знаменитого реформатора театрального искусства
Вс. Мейерхольда (1929г.)
Слайд 8
Музыку к спектаклю «Клоп» написал молодой
Д. Шостакович
Слайд 9
Роль Присыпкина исполнял И.Ильинский
Актёр, по его же словам,
играл Присыпкина «монументальным холуём и хамом, утрировал размашистость походки,
придал тупое, кретинистое выражение лицу, немного кривовато ставил ноги… Внушительность превращалась в самодовольство, уверенность - в апломб, в беспросветную наглость».
Слайд 10
Критик Городинский писал: «Ещё никогда изображение обывателя, начисто
утратившего все признаки социального существа, не достигало такой необыкновенной
остроты и такой поистине чудовищной реальности. Театр Мейерхольда поставил во весь рост проблему заразительности мещанства и сигнализировал опасность».
Слайд 11
Так ли уж опасен Присыпкин? Стоит ли говорить
о нём сегодня? И почему вы делаете из Присыпкина
такую омерзительную личность?По-моему, он обыкновенный человек, который хочет жить хорошо:иметь приличную жилплощадь, положение в обществе, солидный заработок, Разве большинство из вас хочет не того же?
Слайд 12
Вывод:
Маяковский призывает быть беспощадным к социальному злу, побуждает
к активным действиям. Мысли, высказанные в начале 20 века,
остаются современными и теперь, к общему сожалению. Поэтому стоит познакомиться с произведением.
Слайд 13
- Как же вам угодно именоваться?
- Полиграф
Полиграфович.
- Дело несложное. Пишите удостоверение, гражданин профессор, Что
так, мол, и так, предъявитель сего действительно Шариков Полиграф Полиграфович, гм… зародившийся в вашей, мол, квартире…
Слайд 14
Маяковский призывает быть беспощадным, Булгаков – склоняет к
размышлению, к тщательному обдумыванию ситуации. Булгаков смеётся над своими
главными героями , но не отрицает в них возможности здорового человеческого начала, раскрывающегося при определённых обстоятельствах. Наверное, важны и социальная активность, и беспощадность к человеческим порокам. Но и умение объективно проанализировать явление, ситуацию тоже не менее важно. Поэтому юным читателям стоит познакомиться с обоими произведениями, они помогут увидеть трагизм в утрате духовности.