Слайд 2
А. П Чехов. Художник В. А. Серов. 1902
год.
Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни
и вообще на земле.
А. П. Чехов.
Слайд 3
А. П. Чехов.
Я хотел только честно и откровенно
сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо
и скучно живёте. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь. Я её не увижу, но я знаю, она будет совсем иная , не похожая на ту, что есть. А пока её нет, я опять и опять буду говорить людям: поймите же, как вы плохо и скучно живёте.
Слайд 4
Афанасьев Э. С. –кандидат филологических наук.
Личное бытие человека
Чехов осмысливает как процесс становления его жизненного статуса (социально-профессиональное
положение, убеждения, нравственные качества, личные свойства).
Слайд 5
Житейская проза. Худ. Бакшеев. 1892-1893
Пусть на сцене всё
будет так же сложно и так же вместе с
тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье, и развиваются их жизни.
А. Чехов.
Слайд 6
«Бывают странные сближенья».
И. С. Шмелёв А. П.
Чехов. Худ. Н. З. Панов. 1903
Слайд 7
Каждая встреча Чехова со Шмелёвым – это отдельная
история.
Рассказ «Как я встречался с Чеховым». Самый известный из
трёх рассказов- первый, «За карасями».
«Чехов тогда был ещё А. Чехонте, а я – маленьким гимназистом. Было это в Москве, в Замоскворечье».( Шмелёв).
Слайд 9
Чехов, Шмелёв, Каверин…
Наверное, их тоже можно было
бы назвать «бледнолицыми братьями»: для читателя постперестроечной поры они
оказались писателя одной литературной генерации.
Грин написал повесть для детей «Ранчо «Каменный Столб». В этой повести было всё, о чём мечталось юным читателям: индейцы, перестрелки и скачки на горячих степных конях, вольный ветер странствий, находка клада и конечное торжество справедливости.
Слайд 10
К рассказу «Злоумышленник». Худ. К. П. Ротова. 1929
Слайд 11
Рассказы А.П. Чехова.
«Дама с собачкой»
Слайд 14
М. Горький и А. П Чехов. 1900 год
А.
М. Пешкову 3 декабря 1898, Ялта.
«Вы художник, умный человек.
Вы чувствуете превосходно. Вы пластичны… Это настоящее искусство…»
Слайд 15
А. Чехов и Л. Н. Толстой в Гаспре.
1901 год.
«Чехова как художника нельзя даже сравнивать с прежними
русскими писателями – с Тургеневым, с Достоевским или со мною… Замечательно, что он никому не подражает и идёт своей дорогой». Толстой.
Слайд 16
Чехов в кругу семьи. 1847. Таганрог.
Слайд 18
Москва. Здесь жил Чехов. Ныне Дом-музей.
Слайд 19
Дача А. П. Чехова в Ялте, ныне Дом-музей.
Слайд 20
А. П. Чехов с артистами Московского Художественного театра.
Слайд 21
А. П. Чехов и О.Л.Книппер-Чехова. 1901 год.
Слайд 23
Биография писателя.
17 (29) января 1860 года родился в
г. Таганроге в купеческой семье.
1867 год греческая школа.
1868-1879 таганрогская
гимназия.
1876-1879 самостоятельная жизнь в Таганроге (учёба, театр, работа, начало творчества).
1879-1884 Московский университет, медицинский факультет.
1890 поездка на Сахалин.
1891, 1894, 1897, 1901 поездки за границу.
1892 поселился в приобретённой подмосковной усадьбе Мелихово, определяется основная тема творчества – равнодушие, символом которого стал «человек в футляре».
1898 пьеса «Чайка». Работа для Московского художественного театра.
1899 пьеса «Дядя Ваня».
1901 пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе О.Л. Книппер.
1902 переселяется в Ялту из-за болезни.
1903-1904 пьеса «Вишнёвый сад».
1904 скончался в Баденвейлере (Германия). Похоронен в Москве.
Слайд 24
Особенности художественного мироощущения Чехова.
Художественный талант Чехова формировался в
80-ые годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей.
Всё
творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека.
Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговорённость действует на читателя сильнее громких слов.
Он сумел схватить общую картину жизни по мельчайшим её деталям. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». В коротких рассказах даёт явления жизни, которым посвятили романы Н.В Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н.Толстой.
Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности.
Слайд 25
Общая характеристика «новой драмы».
Драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия.
В них нет счастливых людей.
У писателя особое ощущение драматизма
жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности.
Возникает ощущение, что в нескладице отношений между людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все вместе.
Всеобщее неблагополучие усиливается ощущениями всеобщего одиночества.
Конфликт приглушён, поэтому нет деления на положительных и отрицательных героев.
Слайд 26
Исторические истоки «новой драмы».
Драма Чехова выражает общественное пробуждение
в период наступления нового столетия и нового общественного подъёма.
Недовольство
существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию.
Идёт неуклонное нарастание этого недовольства.
Освободительные порывы становятся достоянием не только отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего человека.
Беспокойство становится фактом повседневного существования людей.
Слайд 27
Особенности поэтики «новой драмы».
Нет ключевого события, судьбы героев
сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение.
Нет главного героя.
Каждый герой ведёт свою партию, а целое рождается в созвучии множества равноправных подголосков (полифонизм).
Новый подход в раскрытии человеческого характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья. Герой показан не в борьбе за достижение целей, а в переживании противоречий бытия. Слова героев имеют скрытый подтекст.
Речь героев напевна, мелодична, поэтически напряжённа, чтобы создать общее настроение драмы.
События в драмах даны как репетиция, идёт накопление сил, к решительным поединкам герои не готовы.
Пьеса состоит из 4-х актов:
медленное вступление, экспозиция к действию, идёт знакомство с героями; общий характер – лирическое раздумье, развиваются настроения, стремления героев; кульминация, действие оживленное, захватывающие события; действие замедляется. Будничное течение жизни, развязки нет.
Слайд 28
Ю. Пименов. «Вишнёвый сад». Эскиз декорации. 1965.
Слайд 29
1. Прошлое время в пьесе.
Что представляют собой последние
хозяева вишнёвого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?
Раневская Любовь
Андреевна. (богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях, и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу даже на юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишнёвого сада, который предстоит продать за долги).
Отличительные черты героини.
Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить.
В её характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. По отзывам окружающих «добрая, славная» женщина, простая, непосредственная. Доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях у неё нет глубины: настроение её мимолётно, она сентиментальна и легко переходит от слёз к беззаботному смеху.
Она как будто чутка и внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за внешним благополучием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы её личного благополучия.
Слайд 30
Гаев, брат Раневской.
Безвольный, никчёмный, всю жизнь прожил в
имении, ничего не делая.
Он сознаётся, что проел своё состояние
на леденцах.
Единственное его занятие – бильярд. Он весь погружён в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «Жёлтого в середину…Дублет в угол».
Слайд 31
Представители прошлого.
Люди, привыкшие беспечно жить, не работая.
Они даже
не могут осмыслить своего положения.
Эти герои – последние представители
вырождающегося дворянства. У них нет будущего.
А. М. Горький: «Это люди эгоистичные, как дети, и дряблые старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя, ничего не понимая».
Слайд 32
Кто из героев является представителем времени настоящего?
Лопахин. (купец,
вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой
формации).
Огромная энергия , предприимчивость, широкий размах работы.
Правильно разбирается в положении владельцев вишнёвого сада и даёт им практический совет, от которого хозяева сада отказываются.
Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение. Прекрасней которого нет ничего на свете!».
Место и значение Лопахина в пьесе. «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадает на пути, так и ты им нужен». Кто говорит о Лопахине?
Слайд 33
С кем из героев связывает свои представления о
будущем автор пьесы?
Петя Трофимов. (бедный студент- разночинец, честным трудом
пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь складывается нелегко. Его уже два раза увольняли из университета, он не всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой).
Живёт верой в светлое будущее родины. «Вперёд! Мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперёд! Не отставай, друзья!»
Петя остро видит сегодняшние беды и одушевлён мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской.
Он бескорыстен и трогателен, умён и справедлив. Но не герой.
Монологи Пети не приводят ни к каким конкретным поступкам. Разглагольствующий пустозвон. Опровергает всё подряд, но ничего не может предложить взамен.