Слайд 2
Содержание:
Основные черты произведений.
Направления в поэзии.
Характеристика героев.
Сборники стихов.
Творческий путь.
Обращение
к « Младшим».
Слайд 3
Основные черты произведений:
Характерны отзвуки многих французских поэтов
второй половины
XIX века.
Тема одиночества, горького ощущения отсутствия контакта с окружающими.
Лирический
герой – чаще всего прохожий, одинокий путник.
Слайд 4
Направления в поэзии:
Пытается, взяв в качестве образца опыты
древнеримских лириков, создавать однострочные стихотворения(«О, закрой свои бледные ноги»)
.
С полной серьезностью относиться к этим попыткам, считая, что «идеалом для поэта должен быть один такой стих , который сказал бы душе читателя все то, что хотел сказать ему поэт…» .
Слайд 5
Пробует писать стихи в духе японского и китайского
стихосложения.
Испробует все формы – сонеты, терцины, октавы, триолеты, рондо.
Ищет
изысканные рифмы, создает стихи самой диковинной и редкостной формы.
Пытается возродить формальные приемы поэтов александрийской эпохи.
Пишет стихи, где все слова начинаются с одной буквы.
Слайд 6
Характеристика героя :
Ясность и определенность характера.
Дерзновенность мысли.
Преданность избранному
пути.
Страстность служения своему призванию и
историческому назначению.
Сильны умом и духом.
Всегда
одиноки.
Никому из них не свойственно чувство служения
людям, никто не идет на самопожертвование .
Слайд 7
Нет ничего в мире, что может поддержать человека,
примирить его с жизнью, даже друг на пороге могилы
оказывается врагом. Кругом враги
Мне снилось: мертвенно-бессильный,
Почти жилец земли могильной,
Я глухо близился к концу.
И бывший друг пришел к кровати
И, бормоча слова проклятья,
Меня ударил по лицу.
Слайд 8
Сборники стихов:
Весна 1894 – «Русские символисты».
1895 - «Шедевры».
1897
– «Это я».
1901-1902 – «Третья стража»(изд.»Скорпион»).
1903 – «Городу и
миру».
1905 – «Stephanos»(«Венок»).
1908-1909–трехтомное собрание «Пути и перепутья».
1913 – «Сны человечества».
1916 – «Поэзия Армении» .
Слайд 9
Из ножен вырван он
и блещет вам в глаза,
Как и в былые дни, отточенный и острый,
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.
Этими строками начато стихотворение «Кинжал»,
открывающее в сборнике «Венок» раздел «Современность». Ясная четкая гражданственность видна в характеристике, которую поэт дает существующему строю жизни, в настойчивых утверждениях своей причастности к происходящему.
Слайд 10
После распада символисткой группы:
1912 – «Зеркало теней»
1916 –
«Семь цветов радуги»
1917 – «Девятая Камена»
(Последний сборник был издан
после смерти поэта)
вновь твой дух таинственный
В глухой ночи, в ночи пустой
Велит к твоей мечте единственной
Прильнуть и пить напиток твой.
Вновь причастись души неистовой,
И яд, и боль, и сладость пей,
И тихо книгу перелистывай,
Впиваясь в зеркало теней
Так отозвался сборник «Зеркало теней» в душе
А. Блока.
Слайд 12
Сборники послереволюционных лет:
1920 – «Последние мечты»
1921 – «В
такие дни»
1922 – «Миг»
1922 – «Дали»
1924 – «Меа»
Слайд 13
Творческий путь:
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1(13) декабря 1873
года в Москве, в купеческой семье среднего достатка.
В 1893
году закончил Гимназию. Глубокое увлечение чтением, литературой.
В 1899 году закончил историко-филологический
факультет Московского университета.
Сотрудничество в журнале »Русский архив».
Слайд 14
Знакомство с М. Горьким, К. Бальмонтом,
Курсинским, Миропольским, Бахман.
В
1915 году приглашен представителями Московского армянского комитета для организации
и редактирования сборника переводов армянской поэзии.
В 1923 году Брюсову присвоено почетное звание народного поэта Армении.
В 1917 году начал руководить Всероссийской книжной палатой.
Слайд 15
В 1919 году становиться заместителем, а позже заведующим
Литературным отделом наркомпроса
17 декабря 1923 года, в день юбилея,
в Большом
театре состоялось торжественное заседание.
Доклад на юбилейных торжествах сделал
Луначарский.
9 октября 1924 года В.Я.Брюсов умер.
Слайд 16
«Младшим» Брюсов писал:
Они Ее видят! Они Ее слышат!
С
невестой жених в озаренном дворце!
Светильники тихое пламя колышут,
И отсветы
радостно блещут в венце.
А я безнадежно бреду за оградой
И слушаю говор за длинной стеной.
Голодное море безумствовать радо,
Кидаясь на камни, внизу, подо мной.
Слайд 17
Нераскрытая оппозиционность Брюсова ясно читается в послании к
К. Бальмонту:
Будь же тучкой бесполезной,
Как он лови закат!
Не ищи,
где жаждет поле,
На раздумья снов не трать.
Нам забота…