Слайд 2
...Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — все это,
живые,
Нам — отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не
слышен наш голос, —
Вы должны его знать.
Слайд 3
«Убиты под Москвой» — по форме короткая повесть,
однако по содержанию она включает в себя целую эпоху.
Слайд 4
Появляются ощущения, что война, врываясь в человеческую жизнь,
влияет на нее, как ничто другое, радикально меняет ее.
Если в мирной жизни душа развивается, эволюционирует, то на войне в ней происходит ломка: ломаются прежние нравственные ценности, прежний взгляд на вещи.
Слайд 5
Проблемы, встающие перед человеком на войне, почти те
же, что и в мирное время, однако они поставлены
настолько остро, требовательно, что от них ни скрыться, ни убежать.
Слайд 6
Эти извечные проблемы героизма, гуманизма, долга решает для
себя курсант Алексей Ястребов. Автор говорит словами Рюмина: «Судьба
каждого курсанта... вдруг предстала средоточием всего, чем может окончиться война для Родины — смертью или победой».
Слайд 7
Тот, кто переборол в себе чувство страха, безусловно,
герой. Но в остальных, менее сильных духом, автор учит
видеть не трусов, - а прежде всего людей. Обыкновенных. Таких же, как те, что не почувствовали еще в жизни настоящего страха, не увидели смерть вблизи, но берутся судить свысока, не имея на то морального права!
Слайд 8
На протяжении всей повести я задавала себе вопрос:
«А как бы я поступила на месте героев Воробьева?»
И, честно ответив на него, понимала, что не все в жизни можно разделить на черное и белое, трусость или героизм.
Слайд 9
К тому же, говорит автор, погибать страшно и
противоестественно, но погибать напрасно, бесполезной жертвой, противно самой природе
человеческой, тому, что отличает человека от зверя. Протест против этого звучит в потрясающей сцене, когда курсанты в отчаянии и бессилии стреляют в горизонт.
Слайд 10
Война отбрасывает высшие нравственные ценности, лучшие человеческие качества:
доброту, гуманность, способность к сопереживанию — и превращает их
в источник слабости. Ведь надо совершить единственный выбор: мы или они.
Слайд 11
Поэтому очень трудно, мучительно происходит перестройка сознания, вырабатывается
ненависть к врагу. Константин Воробьев, будучи писателем-философом, гуманистом, под
жертвами войны понимает не только убитых и пострадавших физически, но и духовно, тех, кто пересилил в себе ради высшей цели — справедливости — чувства добра и милосердия. В этих жертвах — тоже ужас войны.
Слайд 12
Сначала у Алексея «сердце упрямилось» думать о фашистах
«иначе как о людях». Сердцем он еще чувствовал, что
убийство — преступление. Первый немец, убитый им во время ночной атаки, для него все еще такой же человек. Потом он пытался и не смог взглянуть ему в лицо, боясь, что оно будет лицом человека, а не врага.
Слайд 13
Воробьев не осуждает своего героя и не оправдывает
его. Писатель не призывает к ненависти или мести —
он лишь с огромной, бесконечной болью говорит, что сама жизнь учит этому: «Со стороны учиться мести невозможно. Это чувство само растет из сердца, как первая любовь к не знавшим ее...»
Слайд 14
Гибель роты, самоубийство Рюмина, смерть под гусеницами немецких
танков уцелевших после налета курсантов — все это завершило
переоценку ценностей в сознании главного героя. В нем зарождается ненависть, освященная воспоминаниями детства.
Слайд 15
Да, он приобрел способность ненавидеть, ибо «так было
легче идти», так было легче воевать. Но он при
этом многое, очень многое потерял.
Слайд 16
Чувство долга и ответственности есть у Алексея Ястребова
и капитана Рюмина. Это чувство диктует им быть спокойными,
уверенными в себе, чтобы курсанты «испытывали облегчающее чувство безотчетной надежды», требовать прежде с себя, а затем уже с остальных. «Нет, сначала я сам, надо все сперва самому... надо первым» — и в борьбе с врагом, и в борьбе с самим собой.
Слайд 17
Константин Воробьев — писатель-психолог. В его произведениях «говорят»
даже детали. Вот курсанты хоронят погибших товарищей. Время остановилось
для мертвеца, а на его руке все тикают и тикают часы. Время идет, жизнь продолжается, и продолжается война, которая будет уносить все новые и новые жизни так же неотвратимо, как тикают эти часы.
Слайд 18
И жизнь, и смерть описаны с ужасающей простотой,
но сколько боли звучит в этом скупом и сжатом
слоге!
С самого начала повесть трагична: еще идут строем курсанты, еще война не началась для них по-настоящему, а над ними, как тень, уже нависло: «Убиты! Убиты!» Под Москвой, подо Ржевом...»
Слайд 19
И во всем этом мире
До конца его
дней
Ни теплички, ни лычки
С гимнастерки моей.