Слайд 2
История создания
В основу повести был положен рассказ знакомого
А.С. Пушкина С.Г. Голицына.
Проигравшись в карты, он пришел к
своей бабке просить денег.
Н. П. Голицына (1741-1837) - придворная дама - денег внуку не дала, а назвала ему «три счастливые карты».
Тайну сообщил ей в Париже алхимик граф Сен-Жермен.
Внук поставил на них и отыгрался.
Слайд 3
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
«Пиковая дама» написана в
Болдине осеню1833 г.
Впервые повесть опубликована в марте 1834
г. в журнале «Библиотека для чтения»
Пушкинская повесть имела успех
7 апреля 1834 г. Пушкин записал в дневнике:
«Моя Пиковая дама в большой моде, - Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Н(атальей) П(етровной) и, кажется, не сердятся...»
Слайд 4
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Мне досталася на часть
Одна
губительная страсть —
Страсть к банку! Ни любовь свободы,
Ни еб, ни дружба, ни пиры
Не отвлекли б в минувши годы
Меня от карточной игры.
Задумчивый, всю ночь до света
Бывал готов я в эти лета
Допрашивать судьбы завет,
Налево ль выпадет валет
Уже раздался звон обеден,
Среди разбросанных колод
Дремал усталый банкомет,
А я все также бодр и бледен,
Надежды полн, закрыв глаза,
Гнул угол третьего туза.
Слайд 5
Повесть
Понятие повесть:
ПОВЕСТЬ - прозаический жанр
среднего
между романом и рассказом объемом.
Сюжет сосредоточен вокруг главного героя,
личность и судьба раскрываются в пределах немногих событий - эпизодов.
«Пиковая дама» иллюстрация
Слайд 6
«Пиковая дама» петербургская повесть
Борьба
бесконечная бескомпромиссная
Форма жизни в петербургских повестях- БОРЬБА
Слайд 7
Мир Петербурга как мир пограничный
Слайд 8
Особенность петербургского мира - пограничье
Пограничье в человеческой
природе проявляется как опасность сумасшедствия, безумия.
Сходят с
ума герои А.С. Пушкина (Евгений «Медный всадник», Германн «Пиковая дама»), Н.В. Гоголя (Поприщин, Чартков) и др.
«Медный Всадник»
А.С. Пушкин
Слайд 9
Петербург самый фантастический город
Создает условия для отражения
действительности в 3 планах:
Реальном
Фантастическом
Символическом
Слайд 10
Пиковая дама
Фантастическая повесть
Новелла
Петербургская повесть
Микророман
Анекдот
Готическая новелла
Повесть
с элементами рассказа
Петербургская новелла
Слайд 11
«Пиковая дама» фантастическая повесть
Наличие экспозиции, где герои обсуждают
вопрос о возможности сверхъестественного события.
Наличие двух точек зрения: признание
и отрицание. Ни одна из них не является безусловной.
Слайд 12
«Пиковая дама» петербургская новелла
«Пиковая дама» петербургская новелла.
Место
действия «одна из главных улиц Петербурга».
С аристократическим Петербургом
контрастно переплетен чиновничий и мелко-военный Петербург.
Например: Петербурге Пушкин описал «узкую витую лестницу в комнату воспитанницы».
Противоречия одновременно и золотого и нищего Петербурга 30-х гг.
Социальные контрасты — фон повести, раскрывает возможность призрачных мечтаний о спасителе - золоте, мысли маленького бедного героя.
Слайд 13
Петербургская новелла
Повесть строится вокруг трех основных героев.
Между представителями
двух социальных слоев (графиней и приживалкой), как протест против
социальной действительности возникает образ Германна с нарочито подчеркнутой трезвостью его натуры.
Пушкин подсказывает этим, что обычный здоровый Германн, расчетливый и аккуратный немец Германн, внешними социальными условиями неизбежно обречен на трагедию.
Слайд 14
Основные герои петербургской новеллы
Слайд 15
Фантастические мотивы в «Пиковой даме»
Связь азартной игры с
«сверхъестественной» сферой.
Тайна передаваемая от поколения в поколение.
Магические карты.
Суеверие.
Роковые предчувствия.
Привидение.
Слайд 16
Черты готической новеллы
Сюжет строится вокруг тайны трех
карт, тайны цифр и чисел.
Особая атмосфера таинственности.
Элементы чёрно-белого
графического изображения создают призрачность жизни.
В образе главного героя видны черты:
«классической» готики (незаурядный человек, оказавшийся в ситуации соглашения с силами зла),
«неистовой» фантастики (современный человек, оказавшийся на шаткой границе реальности и субъективного сознания).
История трех карт, призрак — элементы стилистики готического и романтического романа.
Однако их функция у А.С.Пушкина изменена: вскрыт их психологический, человеческий смысл, т. к. автора занимает не романтическая идея двоемирия и не литературный бунт романтиков против косного мира, а история человека в его внутренних трагических противоречиях.
Слайд 17
Заключение
«Пиковая дама» многожанровое произведение, есть признаки фантастической
повести, анекдота, готической новеллы и т.д.
Для меня
«Пиковая дама» - петербургская новелла.
Например:
Место действия «одна из главных улиц Петербурга».
С аристократическим Петербургом контрастно переплетен чиновничий и мелко-военный Петербург.
Пиковая дама - символ кары, которая, согласно Пушкину, ждет всех, кто меняет любовь на пошлость; всех, кто пренебрегает духовными ценностями.
Слайд 18
Литература
Гершензон М.О. Мудрость Пушкина. Томск: Водолей, 1997. С.89;
Крупчанова
Л.М. Введение в литературоведение. М.: Издательство Оникс, 2007. С.416;
Мелетинский,
Е.М. Историческая поэтика новеллы / Е.М.Мелетинский.- М.: Наука, 1990.- 274 с.
Мильчина, В. А. Записки «Пиковой дамы» / В. А. Мильчина // Временник Пушкинской комиссии — 1988. — Вып. 22. - С. 136-142
Муравьёва, О. С. Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама» / О. С. Муравьева, Н. В. Измайлов // А. С. Пушкин исследования и материалы- 1978.- Вып. 8.- 70 с.
Полякова Е. Реальность и фантастика «Пиковой дамы» // В мире Пушкина. Сб. статей.: М.: Советский писатель, 1974;
Синцов Е. Мышления жанрами в «Пиковой даме» Пушкина: опыт реконструкции / Е.Синцов // Вопросы литературы. – 2010 - №4 С.295-313.
Слайд 19
Электронные ресурсы
http://www.google.ru/imgres?q=картинки+пиковой+дамы&hl=ru&newwindow=1&sa=X&rlz=1C2CHMD_ruRU461RU461&biw=1280&bih=709&tbm=isch&prmd=imvns&tbnid=QJUuX_VDR5ndEM:&imgrefurl=http:/25.01.2012
google.ru/imgres?q=картинки+носа+гоголя&hl=ru&newwindow=1&sa=X&rlz=1C2CHMD_ruRU461RU461&biw=1280&bih=709&tbm=isch&prmd=imvns&tbnid=7HiLA10-B3c8M 25.01.2012
http://www.dissercat.com/content/peterburgskaya-povest-v-russkoi-literature-xix-veka-pushkin-gogol-dostoevskii 25.01.2012