Слайд 2
Почему стихи учить легко?
Презентация к уроку литературы в
6 классе
Нарвская Православная гуманитарная школа
Учитель Чалых Н.П.
Слайд 4
Стихи – это колдовство
Есть вещи, которые бессмысленно объяснять
- вдохновение, любовь, озарение. Всякое объяснение подобных вещей есть
в некотором роде обман или, как говорят в науке, заметание трудностей под ковер. Потому что эти вещи – колдовство.
Слайд 5
В одном из фантастических рассказов обнаружилась скрипка Страдивари,
на деке которой удалось прочесть секрет её изготовления. Сам
секрет почему-то не приводился. Пришлось додумать:
Озвучим жизнь плодами мастерства.
Рецепт потомкам будет интересен:
Берем совсем немного колдовства,
Стамеску и настрой старинных песен.
Слайд 6
Эмоциональное напряжение и душевная открытость
Без эмоционального напряжения, высочайшей
степени душевной открытости стихи не затрагивают, даже если выглядят
стихами. Скушны! Не то, что у Бориса Слуцкого:
Пограмотней меня и покультурней!
Ваш мозг - моей яснее головы.
Но вы не становились на котурны,
На цыпочки не поднимались вы!
А я - пусть на ходулях - дотянулся,
Взглянуть сумел поверх житья - бытья,
Был в преисподней и назад вернулся,
Вы слушайте!
Рассказываю - я.
Слайд 8
Абсолютно антискушны и стихи Леонида Мартынова, которому посвящены
такие строки:
У многих ладные стихи:
И музыкальны и красивы,
Но нету
в них твоей строки,
Что придает им силу взрыва.
Интриги нет и колдовства,
Телескопического слова,
В них не хватает торжества
И наваждения лихого.
Слайд 9
Останься в жизни человеком…
Слайд 10
Язык, символ, звук
От общих фраз устав когда,
Уходим в
тишину
И слышим, как молчит вода
И чувствуем волну,
Что излучает лес,
Её
тревожный шёпот.
Уходит боль
И в корчах бес -
Теней не страшен топот.
Тогда из судорог молчания
Слова рождаются с трудом.
Они похожи на рычание,
Но скоро станут языком.
Слайд 12
Стихи – это энергия радости открытия, мысли, рифмы
Есть
одна причина, по которой хочется выступить. Наверное для неё
подходящий термин - освобождение. Это потребность высветиться, выплеснуть энергию радости открытия, мысли, рифмы. Поделиться ими с аудиторией,освободиться от напряжения уже достигнутого и двигаться дальше. Не всегда автору удается достичь контакта с аудиторией. Но если удается, ничто не может сравниться с возбуждением и наслаждением, которое доставляет взаимопонимание и автору и слушателям:
Слайд 14
Простота и красота
Мы ценим точных формул простоту.
В них
хочется всмотреться снова.
Они напоминают красоту
Удачно сказанного слова.
Слайд 17
Язык науки
Красота (прелесть) - аддитивное квантовое число, присущее
т.н. красивым или прелестным адронам, сохраняющееся в процессах сильного
и эл-магнитного взаимодействий и нарушающееся в процессах слабого взаимодействия. Носителем красоты является b-кварк . В других сферах человеческого существования носителями красоты служат другие элементы, а сохранения красоты в нашем классическом неравновесном мире вообще не наблюдается. Она может прирастать, благодаря человеческой деятельности, в определенные времена и в определнных областях пространства, а может и теряться и не только бесследно, но и необратимо - разрушаться. Можно ли как-то формализовать красоту в искусстве? По-видимому нет. Красота, в принципе, интуитивна и неуловима!
Слайд 19
Язык поэзии
Все умолкает вокруг.
Только черный буксир закричит
Посредине реки,
Исступленно
борясь с темнотою,
И летящая ночь
Эту бедную жизнь обручит
С красотою
твоей
И с посмертной моей правотою.
(Бродский, Стансы городу, 1962)
Слайд 21
Творческий процесс =
удача * успех
Завершая эти краткие
размышления об общих чертах творческого процесса ученого и поэта,
добавлю, что результат этого процесса более всего зависит от произведения удачи на успех. Здесь творческий успех есть результат наших волевых усилий, удача же определяется не нами. Дай Вам бог, читатель, и того и другого.