Слайд 2
Кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая
божественная гармония, которую называют стихами ОсипаМандельштама?
А. Ахматова
Я так же беден, как природа,
И так же прост, как небеса
О.Э.Мандельштам
Слайд 3
Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, в семье
мелкого коммерсанта, 3 ( 1 5) января 1891 года.
Его отец, Эмилий Вениаминович, вырос в патриархальной семье, но потомок испанских евреев, он сам постигал европейскую культуру – Гете, Шиллера, Шекспира. А Мать, Флора Осиповна, любила Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского.
Варшава начала XX века
Слайд 4
Вскоре семья перебирается
в Павловск близ Петербурга, а затем в Петербург, в
Коломну. Последний адрес семьи Мандельштама – Офицерская, 17, угол Прачешного переулка, второй этаж. Осип Мандельштам вспоминал: “Мы часто переезжали с квартиры на квартиру, жили и в Максимилиановском переулке, где в конце стреловидного Вознесенского виднелся скачущий Николай, и на Офицер с кой, поблизости от “Жизни за царя”, над цветочным магазином Эйлерса”.
Петербург начала XX века
Офицерская улица в Петербурге
году семья Осипа переезжает на Литейный проспект, а он
сам поступает в Тенишевское училище. С сентября 1900 года училище располагалось на Моховой в здании, построенном на средства князя Тенишева.
Первым директором был прославленный педагог А.Я. Острогорский, русскую словесность преподавал В.В. Гиппиус – поэт, автор стихотворных книг и исследований о Пушкине. Он был первым критиком стихов молодого Мандельштама, которые печатались в журнале училища.
Учебникам в училище предпочитались наглядные методы преподавания. Было много экскурсий: Путиловский завод . Горный институт . Ботанический сад, озеро Селигер с посещением Иверского монастыря, на Белое море, в Крым, в Финляндию (Сенат, Сейм, музеи, водопад Иматра).
Слайд 6
Путиловский завод
Озеро Селигер
Ботанический сад
Водопад Иматра
Слайд 7
Окончив Тенишевское училище, Мандельштам много времени проводит за
границей, посещает Францию, Италию.
Франция начала XX века
Италия начала
XX века
Слайд 8
В 1 909– 1 910 гг. в Гейдельбергском
университете Осип Эмильевич Мандельштам увлекается филосо фией и филологией
Слайд 9
В Петербурге он посещает собрания Религиозно-философского общества, членами
которого были виднейшие мыслители и литераторы Н. Бердяев, Д.
Мережковский, Д. Философов, Вяч. Иванов.
Осип Эмильевич сближается с петербургской литературной средой. В 1909 году он впервые появляется на Таврической у Вячеслава Иванова.
«Башня» Вячеслава Иванова
Слайд 10
В 1910 году в августе, вышел девятый номер
“Аполлона”, там были напечатаны пять стихотворений Мандельштама, в том
числе “Silentium” , это был его литературный дебют.
В русской поэзии зазвучал новый голос:
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть –
Узора милого не зачеркнуть!
Слайд 11
В 1911 году оформляется объединение “Цех поэтов”. В
него вошли Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Лозинский, Зенкевич. “Цех” собирался
три раза в месяц.
Мандельштам “очень скоро стал первой скрипкой”. Ахматова говорила после одного из собраний: “Сидят человек десять-двенадцать, читают стихи, то хорошие, то заурядные, внимание рассеивается, слушаешь по обязанности, и вдруг будто лебедь взлетает над всеми – читает Осип Эмильевич!”
Слайд 12
В 1911 году Мандельштам поступает на романо-германское отделение
историко-филологического факультета Петербургского университета. Он слушает лекции видных ученых
А.Н. Веселовского, В.Р. Шишмарева, Д. Айналова, посещает пушкинский семинар С.А. Венгерова, под влиянием молодого ученого В. Шилейко увлекается культурой Ассирии, Египта, древнего Вавилона.
Слайд 13
В 19 1 3 году выходит первая книга
Мандельштама “Камень”. Этой книгой двадцатидвухлетний Мандельштам заявил себя зрелым
поэтом.
Слайд 14
Почти одновременно с выходом “Камня”
в журнале акмеистов
“Гиперборей” были напечатаны “Петербургские строфы”.
"Гиперборей", "Ежемесячник стихов и
критики", журнал поэтов-акмеистов, выходил в 1912-13 (всего издано 10 номеров). Основан Н. С. Гумилевым и С. М. Городецким. Кроме них в "Гиперборее" публиковались поэты: А. А. Ахматова, М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин, О. Э. Мандельштам, В. И. Нарбут, В. К. Шилейко и другие. Редактор-издатель - поэт и переводчик М. Л. Лозинский; на его квартирах (Волховской пер., 2, с осени 1913 - Малый просп. П. С., 26/28) проходили редакционные собрания. (Энциклопедия Санкт-Петербурга)
Слайд 15
В художественной жизни Петербурга
десятых годов заметным явлением стало литературно-художественное кабаре “Бродячая собака”.
Владельцем и душой его был Борис Пронин, энтузиаст-театроман, успевший поработать и в МХТ, и в театре Комиссаржевской.
“Цех поэтов” облюбовал подвал с самого его возникновения.
Уже 13 января 1912 года на вечере, посвященном Бальмонту, выступали Гумилев, Ахматова, Мандельштам, В. Гиппиус
Эмблема кабаре «Бродячая собака»
Слайд 16
В августе 1914-го
взорвался европейский мир.
На известие
о бомбардировке немцами Реймского собора Мандельштам откликнулся стихотворением “Реймс
и Кельн ”:
И в грозный час, когда густеет мгла,
Немецкие поют колокола:
“Что сотворили вы над реймским братом?”
С началом войны в Петрограде стали устраивать вечера в пользу раненых. Вместе с Блоком, Ахматовой, Есениным Мандельштам выступает в Тенишевском и Петровском училищах. Его имя не раз встречается в газетных заметках об этих вечерах.
Слайд 17
«…Осип Мандельштам сохраняет своеобразие поэтического лица – в
поэзии современной и прошлой у него нет двойников. Какие
бы нити ни связывали Мандельшта ма с акмеизмом, – а в более раннюю пору и с символизмом, – в целом его творчество минует всякие поэтические школы и влияния. В современности он хочет выявить ее сущность”.
В декабре 1915 года Мандельштам выпускает второе издание “Кам н я”, по объему почти втрое больше первого.
Слайд 18
В начале 1916 года в Петроград приезжала Марина
Цветаева. На литературном вечере она встретилась с петроградскими поэтами.
С этого “нездешнего” вечера началась ее дружба с Мандельштамом
Я знаю: наш дар – неравен.
Мой голос впервые – тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед...
Целую вас – через сотни
Разъединяющих лет. (М. Цветаева)
Нам остается только имя:
Чудесный звук, на долгий срок.
Прими ж ладонями моими
Пересыпаемый песок.
О.Мандельштам
Слайд 19
Российский корабль неумолимо двигался к октябрю
семнадцатого года. С начала века страна жила ожиданием больших
перемен. Реальность оказалась суровее всех предположений. Немногие сохранили тогда трезвость взгляда перед лицом грандиозных событий, и только Мандельштам ответил на вызов истории стихами ветхозаветной мощи:
Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы, –
О, солнце, судия, народ!
Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берет.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.
В ком сердце есть, тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет…
Слайд 20
В начале весны 19 1 8 года Мандельштам
уезжает в Москву..
Начинаются скитания Мандельштама по России:
Москва, Киев, Феодосия... …
Москва
Киев
Феодосия
Слайд 21
В 1919 г. в Киев е Мандельштам познакомился
с двадцатилетней Надеждой Яковлевной Хазиной, которая стала его женой
.
Слайд 22
После целого ряда приключений, побывав во врангелевской тюрьме,
Мандельштам осенью 1920 г. возвращается в Петроград. Мандельштам поселился
в “Доме искусств” – елисеевском особняке на Мойке, 59, превращенном в общежитие для писателей и художников.
В “Доме искусств” жили Гумилев, Шкловский, Ходасевич, Лозинский, Лунц, Зощенко, художник Добужинский, у которого собирались ветераны “Мира искусства”.
Слайд 23
Недолгие месяцы пребывания Мандельштама в Петрограде в 1920–21
гг. оказались на редкость плодотворными. В эту пору им
созданы такие жемчужины, как стихи, обращенные к актрисе Александрий ского театра Ольге Арбениной: “Чуть мерцает призрачная сцена”, “Возьми на радость из моих ладоней”, “За то, что я руки твои не сумел удержать”, летейские стихи “Когда Психея-жизнь спускается к теням” и “Я слово позабыл ”.
Через много лет Арбенина напишет в письме художнику Милашевскому: “… Мы с Мандельштамом очень весело болтали, и непонятно, почему получилась такая трагедия в стихах – теперь я с грустью понимаю его жизнь, и весело – наше короткое знакомство. Молодые поэты говорят о нем как о величайшем поэте эпохи... Я рада, что послужила темой для стихов... Могу еще добавить, что... он был добрый и хороший человек. Ты, я помню, называл его стихи холодными – а мне они кажутся горячими, как мало у кого.”
Слайд 24
Лето и осень 1921 г. Мандельштамы провели в
Грузии. Там их застало известие о гибели Гумилева. С
этим связаны трагические стихи Мандельштама “Концерт на вокзале” (“На тризне милой тени в последний раз нам музыка звучит”) и “Умывался ночью на дворе”.
В феврале 1 921 года Мандельштамы уехали в Москву. Надежда Яковлевна так объясняет причины отъезда: “В Петербурге двадцатого года Мандельштам свое “мы” не нашел. Круг друзей поредел... Гумилева окружали новые и чужие люди.. . Старики из религиозно-философского общества тихо вымирали по своим углам...”
Слайд 25
В 1922–23 годах у Мандельштама выходят три стихотворных
сборника: “Tristia” (1922), “Вторая книга” (1923), “Камень” (3-е издание,
1923).
Его стихи и статьи печатаются в Петрограде, Москве, Берлине. В это время Мандельштам пишет ряд статей по важнейшим проблемам истории, культуры и гуманизма: “Слово и культура”, “О природе слова”, “Девятнадцатый век”, “Пшеница человеческая”, “Конец романа”.
Слайд 26
Летом 1924 г. Мандельштам приезжает в
Ленинград. “Летом 1924 года Осип привел ко мне (Фонтанка,
2) свою молодую жену, – вспоминает Ахматова. – С этого дня началась моя дружба с Надюшей...” Издательские дела были связаны с предполагавшейся публикацией в новом журнале “Ленинград” записок Мандельштама. Записки вышли в марте 1925 г. отдельной книгой “Шум времени” в ленинградском издательстве “Время”. По выражению Ахматовой, это был “Петербург, увиденный сияющими глазами пятилетнего ребенка”.
В следующем году Мандельштам снова был в Ленинграде. “В 1925 году, – пишет Ахматова, – я жила с Мандельштамами в одном коридоре в пансионе Зайцева в Царском Селе…”.
Слайд 27
Большую часть 1930 года Мандельштамы провели
в Армении. Результатом этой поездки явилась проза “Путешествие в
Армению” и стихотворный цикл “Армения”. Из Армении в конце 1930 года Мандельштамы приехали в Ленинград. Остановились у брата Мандельштама, Евгения Эмильевича, на Васильевском острове. Хлопотали о квартире, но в писательской организации было сказано, что в Ленинграде им жить не разрешат. Причин не объясняли, но перемена атмосферы уже чувствовалась во всем. Именно тогда были написаны стихи “Куда как страшно нам с тобой”, “Я вернулся в мой город”, .“ Помоги, Господь, эту ночь прожить”, “Мы с тобой на кухне посидим”.
В январе 1931 года Мандельштамы уехали в Москву:
Армения
Слайд 28
Мандельштам раньше многих почувствовал истинную суть происходящих в
стране перемен . Еще в стихотворении “1 января 1
924 года” он писал:
Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох,
Еще немного – оборвут
Простую песенку о глиняных обидах
И губы оловом зальют.
Осенью 1933 года он пишет: “Мы живем, под собою не чуя страны”. Последние два стихотворения, а также “За гремучую доблесть грядущих веков” (1931 г.) послужили, по-видимому, непосредственным поводом для ареста Мандельштама 13 мая 1934 года. Приговор – три года ссылки. Под конвоем его отправляют в Чердынь на Каме. После хлопот Ахматовой и Пастернака Чердынь заменяется Воронежем. Несмотря на слабое здоровье, после Лубянки, при отсутствии денег и работы, при самом неопределенном будущем Мандельштам сочиняет непрерывно.
Слайд 29
После ссылки Мандельштамам жить в Москве и Ленинграде
было запрещено. Они скитались вблизи Москвы, жили одно время
в Калинине. Осенью 1937 года Осип Эмильевич с Надеждой Яковлевной приезжали на два дня в Ленинград. Останавливались у поэта В. Стенича. В маленькой квартирке Стенича Мандельштам виделся с Ахматовой.
Второй и последний раз его арестовали в мае 1938 года. В официальном извещении было сказано, что он умер 27 декабря того же года в лагере под Владивостоком.
Слайд 30
Люблю под сводами седыя тишины
Молебнов, панихид блужданье
И трогательный чин – ему же все должны, –
У Исаака отпеванье.
Люблю священника неторопливый шаг,
Широкий вынос плащаницы
И в ветхом неводе Генисаретский мрак
Великопостныя седмицы.
Ветхозаветный дым на теплых алтарях
И иерея возглас сирый,
Смиренник царственный – снег чистый на плечах
И одичалые порфиры.
Соборы вечные Софии и Петра,
Амбары воздуха и света,
Зернохранилища вселенского добра
И риги Нового Завета.
Не к вам влечется дух в годины тяжких бед,
Сюда влачится по ступеням
Широкопасмурным несчастья волчий след,
Ему ж вовеки не изменим:
Зане свободен раб, преодолевший страх,
И сохранилось свыше меры
В прохладных житницах в глубоких закромах
Зерно глубокой, полной веры.