Слайд 2
Цель:
1) донести до сознания педагогов необходимость работы с
блоками Дьенеша.
2) Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала
на практике.
Слайд 3
Логические блоки Дьенеша разработаны венгерским психологом и математиком
Золтаном Дьенешем для ранней подготовки мышления детей к усвоению
математики.
11.09.1916 – 11.01.2014
Слайд 4
В набор входят 48 фигур, которые отличаются по
цвету, форме, размеру, толщине. Нет ни одной повторяющейся детали.
Каждая имеет свой уникальный набор свойств. С блоками Дьенеша можно выполнять самые различные задачи на классификацию и сортировку, а на плоскости можно складывать силуэты узнаваемых предметов.
Слайд 5
Начинать можно в 2-3 года. Для самых маленьких
подойдут элементарные задания на выбор.
Выбери все красные блоки
Выбери все круглые блоки
Слайд 6
Можно использовать альбомы (для каждого возраста свои).
Первый так
и называется «Блоки Дьенеша для самых маленьких»
Слайд 7
«Альбом вместе весело играть». В нем используется два
дидактических материала: блоки Дьенеша и палочки Кюизенера
Слайд 8
Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме,
ребенок будет в восторге от того, как под его
руками плоскостные изображения превращаются в объемные.
Слайд 10
Я предлагаю вам «оживить картинку» и наложить цветные
блоки на цветные изображения.
Слайд 11
Со временем можно усложнять и выбирать по нескольким
признакам. Для детей 3-4 лет «игра цепочка», башенки, дорожки
Слайд 12
Дидактическая игра «Угощение для медвежат». Можно представить, что
блоки это любимые пирожные и угостить ими гостей.
Слайд 13
В процессе игры дети научатся сравнивать и анализировать,
делать выводы, строить фразы со словами такой же, не
такой, все, больше, меньше, короче, длиннее.
Слайд 14
На следующем возрастном этапе (4-5 лет) предлагаются новые
игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены
на карточках.
Цвет обозначается пятном.
Форма геометрической фигурой.
Величина силуэтом дома (большой, маленький)
Толщина условным изображением фигуры человека
Слайд 15
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к
замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию
о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Слайд 16
Схемы на составление
линейного алгоритма
По цвету
По форме
Слайд 17
Дидактическая игра «Какой фигуры не хватает?»
Слайд 18
Моделирование из блоков Дьенеша
Слайд 20
Игра «Художники».
Детям предлагается написать «картины» по эскизам.
Цель игры развивать умение анализировать форму предмета, сравнивать по
свойствам, также развивать художественные способности (выбор фона, цвета, композиции). Умение оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании
Слайд 22
На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры
усложняются. К уже изученным карточкам-свойствам добавляются карточки отрицание свойств
(не толстый - тонкий, не красный - синий или желтый, не большой - маленький). Сначала проводятся игры с новыми свойствами отрицания.
Далее к изученным играм добавляются новые: игра «Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки, выбирая материал в соответствии с заданными правилами).
Слайд 23
«Логический поезд»(использование карточек с числовым соотнесением)
Слайд 24
«Мозаика цифр»(дети расшифровывают карточку и выбирают нужный блок)
Слайд 25
Используется альбом Фенкельштейн Б.Б. «Спасатели приходят на помощь».
Слайд 26
В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь
родным, друзьям, просто прохожим, животным. Стремление прийти на помощь
доброта, ум, внимательность к людям — это достоинство человека. И, конечно, спасателю нужна сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения. Я предлагаю вам стать «спасателями».
Слайд 27
Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) — подготовить транспорт
к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша
транспорт по схемам
Слайд 29
Теперь вам необходимо доставить «ценные грузы» (блоки) из
г. Ярославля в г. Курск. В пути с «грузами»
происходят изменения. Например, если груз был большой, то может стать маленьким.
Слайд 31
Следующая задача «спасателей» доставить «ценный груз» с продовольствием
в один из районов пострадавшего от наводнения. Перед вами
карта. Проложите путь своими блоками, избегая «клеток ловушек», следуя указаниям знаков- символов, которые могут запретить проход определённых символов
Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели».
Слайд 32
Работу с логическими блоками можно проводить во всех
сферах деятельности:
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков,
дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в) в сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).