Слайд 2
Золотое сечение
c : b = b : a
Слайд 3
Золотые фигуры
треугольник
прямоугольник
пятиугольник
Слайд 4
Портрет Моны Лизы привлекает
тем, что композиция рисунка построена на «золотых треугольниках» (точнее
на треугольниках являющихся кусками правильного звёздчатого пятиугольника).
Слайд 5
Почему яйцо?
Мы все знаем, что
крупнейший оператор сотовой связи МТС недавно поменял свой бренд,
который выбран в качестве изображения яйца. Мы думаем, что многие не понимают, почему именно яйцо? Линия, проведенная по наиболее широкому месту яйца делит его на части «a» и «b» так, что часть «a» относится к части «b» в золотой пропорции. Поэтому яйцо является воплощением и символом гармонии, а, следовательно, по мнению руководства компании, должно способствовать привлечению новых клиентов.
а
b
Слайд 6
Принято считать, что понятие о золотом делении ввел
в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI
в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые упоминается в "Началах" Евклида. В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре.
Слайд 7
Леонардо да Винчи
Большое внимания уделял изучению золотого деления
Леонардо да Винчи, в его картинах золотое сечение встречается
очень часто.
Слайд 8
Золотое сечение в живописи
Наличие в картине ярких вертикалей и
горизонталей, делящих её в отношении золотого сечения, предаёт ей характер уравновешенности и спокойствия, в соответствии с замыслом художника. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры.
Слайд 10
Золотое сечение в пропорциях человеческого тела
В 1855г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг
опубликовал свой труд "Эстетические исследования". Справедливость своей теории Цейзинг проверял на греческих статуях.
Слайд 11
Влияние золотого сечения на архитектуру
Одним из
классических проявлений золотого сечения является архитектура. Во многих странах
можно без труда найти архитектурные сооружения с мировой известностью, в которых присутствует золотая пропорция.
Слайд 12
Парфенон
Парфенон в Афинах
– это одно из самых знаменитых сооружений в мире.
Он был построен в эпоху расцвета древнегреческой математики. На рисунках виден целый ряд закономерностей, связанных с золотым сечением. Пропорции здания можно выразить через различные степени числа Ф=0,618.
На плане пола Парфенона также можно заметить "золотые прямоугольники":
Слайд 13
Нотр-Дам
Величественный собор Нотр-Дам
XII века в городке Шартр на севере Франции вот
уже столетие продолжает оставаться загадкой. Мало кто из посетивших его вышел из него равнодушным к той особой атмосфере, которая окружает его. План собора был составлен с использованием «золотого сечения». Расстояния между колоннами, длины нефа, трансептов и хоров кратны ему.
Слайд 14
Кижи
Троицкий собор
Храм Василия Блаженного
Покров на Нерли
Русские храмы
Слайд 15
А.С. Пушкин
Ш. Руставели
М.Ю. Лермонтов
Многими исследованиями было замечено,
что стихотворения подобны музыкальным произведениям; в них так же
существуют кульминационные пункты, которые делят стихотворение в пропорции золотого сечения.
Золотое сечение в поэзии
Слайд 16
Золотое сечение в природе
В ящерице с первого взгляда
улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина её
хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.
Слайд 17
У многих бабочек соотношение размеров грудной и брюшной
части тела отвечает золотой пропорции. Сложив крылья, ночная бабочка
образует правильный равносторонний треугольник. Но стоит развести крылья, и вы увидите тот же принцип членения тела на 2,3,5,8. Стрекоза также создана по законам золотой пропорции: отношение длин хвоста и корпуса равно отношению общей длины к длине хвоста.
Золотое сечение в природе
Слайд 18
Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. Закономерность расположения
листьев, чешуек, семян называют филлотаксисом.
Установлено, что при расположении листьев
под идеальным углом ни один лист не будет располагаться точно над другим, чем создаются лучшие условия для фотосинтеза.
Золотое сечение в природе
Слайд 19
В композиции многих музыкальных произведений
отмечается наличие некоторого «кульминационного взлета», высшей точки, причем такое
построение характерно не только для произведения в целом, но и для его отдельных частей. Изучая восьмитактные мелодии Бетховена, Шопена, Скрябина, советский музыковед Л.Мазель установил, что во многих из них вершина находится в точке золотого сечения. Их можно без труда найти почти у каждого автора, сочинявшего музыку в гармоническом стиле.
Великие композиторы
Л.В.Бетховен
А.Н.Скрябин
Ф.Шопен
Слайд 20
Размеры этой скрипки
Золотое сечение в музыке
В качестве примера построения скрипки на основе закона
золотого сечения можно привести скрипку работы Антонио Страдивари, созданную им в 1700 г.
Слайд 21
Последовательность Фибоначчи
Суть последовательности Фибоначчи,
в том, что начиная с 0, 1 следующее число
получается сложением двух предыдущих. Если какой-либо член последовательности Фибоначчи разделить на предшествующий ему (например, 13:8), результатом будет величина, колеблющаяся около иррационального значения 1,618033988975… и через раз то превосходящая, то настигающая его.
Леонардо Фибоначчи
Слайд 22
Практические работы
Практическая работа №1 «Измерение веток»
Вывод: Сделав
все математические расчёты, мы получили, что из двадцати рассмотренных
нами веток, только 10 имеют пропорции золотого сечения, а остальные 10 - нет. Так происходит, потому что реальная обстановка нашего города, экология и не всегда разумная деятельность человека плохо влияют на рост и развитие деревьев, хотя природа всё же стремится к гармонии.
Слайд 23
Практические работы
Практическая работа №2«Измерение домов»
Вывод: огромная часть
построек, которые нас окружают, имеет размеры, очень далёкие от
отношения золотого сечения, а значит, окружающая нас обстановка не оказывает благоприятного воздействия на человека.
Слайд 24
Практические работы
Практическая работа №3 «Измерение помещений в квартирах»
Вывод:
Измерения и вычисления, проведенные в квартирах, показали, что из
10 помещений только в одном случае пол является золотым прямоугольником (1,62), в ещё одном случае он приближается к нему (1,52). Стены помещений приближаются к золотому прямоугольнику в 4 случаях из 20, а в 5 - к квадрату.
Слайд 25
Практические работы
Практическая работа №3 «Измерение помещений МОУ»СОШ№11»
Вывод: Пол
является близким к золотому прямоугольнику в 7 случаях из
14, т. е. в 50% измерений, а в 4 случаях размеры пола близки к квадрату. Квадрат, как одно из проявлений симметрии, также оказывает гармоничное воздействие на зрительное восприятие человека. Стены же этих помещений очень далеки от идеала.
Слайд 26
Анкетирование 5 «А»класса МОУ «СОШ№11»
Квадрат 29,4 %
Прямоугольник, отношение сторон которого произвольно 11,8 %
Золотой прямоугольник
58,8%
Учащиеся выбирали наиболее понравившиеся фигуры: