Слайд 2
Математика является одним из самых
интереснейших школьных предметов. Она изучает науку о структурах, порядке и
отношениях, измерения и описания форм реальных объектов. Математика -это фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам.
Слайд 3
Зачастую мы всегда считали ,
что математика относится к техническим наукам , но это
только на поверхностном уровне, если мы углубимся в изучения, мы поймём , что она связана как с естественными, так и с гуманитарными науками.
Слайд 4
Математика в Музыке
"Раздумывая об искусстве и науке, об
их взаимных связях и противоречиях, я пришел к выводу,
что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека и, что между ними размещается все, что человечество создало в области науки и искусства"
Г. Нейгауз
Слайд 5
Открытие Пифагора в области теории музыки
в том ,что сочетание звуков, издаваемых струнами, наиболее благозвучно,
если длины струн музыкального инструмента находятся в правильном численном отношении друг к другу.
Слайд 6
Для воплощения своего открытия Пифагор
использовал монохорд – полу инструмент, полу прибор. Было проделано
много опытов, в результате которых Пифагор описал математически звучание натянутой струны
Слайд 7
Долгое время не было единого мнения о том,
что определяет приятное для слуха звучание струны. Ясность в
этот вопрос внес Архитас (IV в. до н.э.), который сущность высоты тона видел не в длине струны и не в силе натяжения, а в скорости ее движения. Сегодня эта "скорость движения" носит название частоты колебания струны.
Слайд 8
«Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом»
Т. Вейерштрасс
Математика в Литературе
Слайд 9
Многое в структуре произведений поэзии
роднит этот вид искусства с музыкой. Каждый стих обладает
своей музыкальной формой – своей ритмикой и мелодией. Можно ожидать, что в строении стихотворений проявятся некоторые черты музыкальных композиций, закономерности музыкальной гармонии, а следовательно, и золотая пропорция, и числа Фибоначчи.
Слайд 10
Числа Фибоначчи — элементы числовой последовательности 1,
1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55,
89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597,… . Суть последовательности Фибоначчи, в том, что начиная с 0 или 1, следующее число получается сложением двух предыдущих. Если какой-либо член этой последовательности разделить на предшествующий ему (например, 13:8), результатом будет величина, колеблющаяся около иррационального значения 1,618033988975… и через раз то превосходящая, то настигающая его.
Слайд 11
Во многих произведениях Пушкина присутствует соответствие числам Фибоначчи.
Для анализа метрики стихотворений А.С. Пушкина рассмотрены произведения 1829-1836
годов, периода создания наиболее совершенных стихов. Сюда вошло 96 произведений.
Число строк в стихотворениях этого периода изменялось от 4 до 153 . Однако большие стихотворные формы встречаются редко; число стихотворений с числом строк более 60 составило всего 9 штук.
Слайд 12
\
Размеры стихов распределены совсем не равномерно; выделяются предпочтительные
и редко встречаемые размеры. На графике распределения
стихотворений А.С. Пушкина
по числу строк в них отчетливо выделяется несколько максимумов – наиболее часто встречающихся размеров. Они явно тяготеют к числам 5, 8, 13, 21, 34.
приведенного анализа стихотворений А.С. Пушкина уже не кажется случайностью
тот факт, что его роман в стихах «Евгений Онегин» состоит из 8 глав, в каждой главе в среднем 50 стихов (а в 7-й главе 55), а каждый стих состоит из 14 строчек. Основная схема построения “Евгения Онегина” основана на близости к трём числам Фибоначчи: 8, 13, 55.
Тяготение к определенным стихотворным формам характерно для каждого поэта, оно и определяет его индивидуальность. Для А.С. Пушкина характерно большое разнообразие таких форм, но есть у него и наиболее излюбленные. По-видимому, сюда относится и неосознанное, интуитивное тяготение к числам Фибоначчи. Ведь интуиция в творчестве А.С. Пушкина во многом определила гениальность его произведений.
Слайд 14
Многими исследованиями было замечено, что стихотворения подобны музыкальным
произведениям; в них так же существуют кульминационные пункты, которые
делят стихотворение в пропорции золотого сечения.
Отрезок прямой АВ можно разделить на две части следующими способами:
на две равные части – АВ : АС = АВ : ВС;
на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют);
таким образом, когда АВ : АС = АС : ВС.
Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении.
Слайд 15
Золотое сечение
Золотое сечение –
это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при
котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей.
a : b = b : c или с : b = b : а.
Части «золотого сечения» составляют приблизительно 62% и 38% всего отрезка. Свойства «золотого сечения» описываются уравнением:
Слайд 16
Золотое сечение математики рассмотрим на примере
композиции “Пиковой дамы” Пушкина. В повести 853 строчки. Кульминацией является сцена
в спальне графини, куда проник Герман в надежде узнать тайну 3-х карт. Смерть графини от испуга случается на 535 строке. Эта строка располагается точно в месте золотого сечения.
Всего: 853 строки, 535 строка – кульминация, 853 : 535 = 1,6 – золотое сечение.
Слайд 17
«Мы с наслаждением познаём математику… Она восхищает нас,
как цветок лотоса»
Аристотель
Математика в Биологии
Слайд 18
В биологических исследованиях 70-90 гг. показано,
что, начиная с вирусов и растений и кончая организмом человека,
всюду выявляется золотая пропорция, характеризующая соразмерность и гармоничность их строения. Золотое сечение признано универсальным законом живых систем. Можно отметить два вида проявлений золотого сечения в живой природе: иррациональные отношения по Пифагору - 1.62 и целочисленные, дискретные - по Фибоначчи.
животного мира характерны симметрия форм и наличие парных органов, членение
на три части тела (голова, грудь, брюшко), членение конечностей на 3 и 5 частей, а брюшка - на 3. Это является характерной чертой морфологии насекомых.
Строение форм представителей более высокого уровня животного мира также подчиняется закону чисел Фибоначчи. Так у черепахи в панцире имеется 13 сросшихся роговых пластин, из них 5 пластин в центре, а 8 по краям, на лапках 5 пальцев, а позвоночник содержит 34 позвонка
Слайд 20
Математика в Информатике
«Математика нужна для изучения многих
наук, но сама она не нуждается ни в какой
науке»
П. Каптерев
Слайд 21
Информатика использует методы математики для построения
и изучения моделей обработки, передачи и использования информации. Можно
утверждать, что математика создает тот теоретический фундамент, на котором строится все знание информатики.
Слайд 22
Особое значение в информатике играет такой
раздел математики, как математическая логика. Математическая логика разрабатывают методы,
позволяющие использовать достижения логики для анализа различных процессов, в том числе и информационных, с помощью компьютеров. Теория алгоритмов, теория параллельных вычислений, теория сетей и др. науки берут свое начало в математической логике и активно используются в информатике. Используя логические операции, можно провести моделирование логической структуры правовой нормы.
Слайд 23
В результате всех наблюдений, мы можем утверждать,
что математика – это не только стройная система законов,
теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей. Красота помогает с радостью воспринимать окружающий мир, математика даёт возможность осознать явления и упрочить знания о гармонии всего мира. Изучая математику, мы открываем всё новые и новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии.