Слайд 2
Содержание
Периодизация истории и культуры Древнего Китая
Письменность
От письменности к
литературе
Театр
Музыка
Архитектура, живопись, прикладные искусства
Медицина
Слайд 3
Периодизация истории и культуры Древнего Китая
Древнейший период –
V – III тыс. до н.э.
Период Шань - Инь
- сер. II тыс. до н.э. (XVI – XI вв. до н.э.), I китайское государство
Периоды Чжоу и Чжаньго XI – III вв. до н.э.
Династия Цинь - 221 г. до н.э. – 206 г. до н.э.
Империя Хань – с 206 г. до н.э. – династия Хань
С конца конца III века н. э. до сер. XIX века продолжалось средневековье в Китае.
Период Древнекитайской цивилизации закончился в ІІІвеке н.э.
Китай = Срединное царство = Восточная и Центральная Азия появляется примерно 6 тыс. лет назад как древнейшая цивилизация на земле.
Слайд 4
Письменность
С XV века до нашей эры в Китае
для закрепления мыслей письменным способом применялось порядка 2000 иероглифов.
Эти иероглифы до нашего времени составляют основу письменности современного Китая.
Слайд 6
Книги на бамбуковых планках
В конце чжоуской эпохи появились
книги на бамбуковых планках, соединявшихся в связки. Чернилами служил
сок лакового дерева, а ручкой – бамбуковая палочка (би)
Слайд 7
Китайский гадальный камень с надписями
Слайд 8
Принадлежности для написания иероглифов
В циньскую эпоху насчитывалось уже
более 3000 иероглифов, и по реформе Цинь Ши-хуанди они
были разделены на 250 групп. Писчим материалом был шелк, писали тушью.
Слайд 9
Собственно, китайское письмо, это система иероглифов, сложившаяся в
середине II-го тысячелетия до нашей эры. Общее число знаков
около 50 тысяч, но в настоящее время в современном языке используется 4-7 тысяч символов. Китайское письмо легло в основу национального письма Японии и Кореи
Слайд 10
Изготовление бумаги
Во II веке до нашей эры была
изобретена бумага
Слайд 12
От письменности к литературе
Благодаря развитой письменности, до наших
времен дошли многие памятники литературы древнего Китая, например «Книга
песен» составленная ориентировочной в I тыс. до . н.э. и содержащая 300 произведений. Благодаря дошедшим до нас письменным памятникам известные имена первого поэта китайской цивилизации Цюй Юань, историков Сыма Цянь и Бань Гу, чьи труды на долгое время развития культуры Китая в древности стали своеобразным стандартом исторической литературы и классической китайской прозы
Слайд 13
Алмазная сутра - одна из первых печатных книг
Первым
известным поэтическим сводом является «Канон поэзии» («Ши цзин»), созданный
в VI веке до н.э. В него вошли 306 лучших песен, отобранных Конфуцием из 3000 собранных им произведений. Среди них представлены песни самых блестящих придворных поэтов и музыкантов, лучшие образцы народного песенного творчества.
Слайд 14
«Книга о несравненных» — сборник изображений мифологических и
реально существовавших персонажей полутора тысячелетий китайской истории
Слайд 15
Первый поэт китайской цивилизации
Цюй Юань
(около 340-278 гг.
до н.э.)
Он умер в ссылке, и его образ стал
одним из символов патриотизма в китайской культуре.
Слайд 16
Если сердцем тверд, и верен идеалам неизменным,
Что такое
— даль глухая или ссылка без возврата…
Вы вольны распоряжаться
только этим телом бренным,
Ну, а сердца не изменит даже родины утрата.
Не смогу я измениться и идти, как все, с толпою.
Воля, дух даются Небом; сохраню их до конца.
Даже если жить мне — в горе, правду лестью не прикрою;
Пусть и в бедности, но — с гордым выражением лица.
Из произведения Цюй Юаня
Слайд 17
Было так и древнем мире, всё — свидетельство
тому:
Раздают чины и званья — льстивым, а не по
уму.
Не всегда дают лишь честным все высокие посты,
Не всегда в цене таланты; чаще — правила просты:
Ловишь взгляд и угождаешь, —
Значит, ты не раздражаешь.
Если мнение свое,
Пусть и верное, предложишь,
Значит, ты свои невзгоды,
Неприятности умножишь.
Не в цене ни ум, ни честь, —
Лишь бы сладко спать и есть.
Да, я знаю, что во мраке беспросветном утону,
Но свой путь считаю верным, не смирюсь и не сверну…
Из произведения Цюй Юаня
Слайд 18
Театр
Древнекитайский театр насчитывает всего около 8 столетий.
Истоки
театра лежат в древних музыкально-танцевальных представлениях. По мнению некоторых,
театр — это по существу повествование с помощью вокала и танца.
Другим истоком театра были комедийные номера придворных шутов.
Шуты содержались при дворах князей и знати и предназначались для развлечения хозяев и гостей. Третьим истоком древнего театра можно считать выступления уличных певцов и сказителей. В эпоху Тан буддистские монахи в целях привлечения людей на свои проповеди устраивали публичные выступления в устно-песенной форме, содержанием которых были популярные притчи и истории.
Слайд 19
В эпоху Северная Сун по мере развития городских
ремесел и торговли стали появляться “веселые дома” (“васы”), в
которых регулярно давались платные выступления певцов, сказителей, исполнителей на музыкальных инструментах, танцоров, акробатов, шутов и пр.
Слайд 21
Мраморный раскрашенный рельеф из гробницы Ван Чучжи. 924
г. Институт культурных реликтов пров. Хэбэй. На рельефе представлен
придворный ансамбль
Слайд 22
Музыка
В процессе длительного развития постепенно сформировалось пять основных
видов традиционной китайской музыки: песни; танцевальная музыка; музыка песенных
сказов; музыка местных опер; инструментальная музыка. Все они продолжают жить в современной китайской музыкальной культуре, постепенно завоевывая мировую известность и популярность
Слайд 23
В китайской музыке господствует одноголосная мелодика, встречающееся иногда
многоголосие представляет собой полифонию, в которой второй и третий
голоса воспроизводят обороты основной мелодии, лишь незначительно варьируя ее
Слайд 24
Духовые инструменты – сяо, свирель и дудка-сона
Смычково-струнные – эрху,
цзиньху и баньху
Своеобразие китайской народной музыке сообщает пятизвуковая музыкальная система
-- пентатоника, которая была установлена китайскими музыкальными теоретиками около IV века до н. э.
Своеобразие китайской музыки проявляется и в использовании разнообразных музыкальных инструментов, выполненных из разнообразных природных материалов
Слайд 25
Щипково-струнные – гучжен, гуцзинь, пипа
Ударные музыкальные инструменты –
гонги и барабаны
Слайд 26
Китайцы, уже в I тыс. до н.э., умели
строить здания в несколько этажей. Схема была проста: опора
из деревянных столбов, крыша покрытая черепицей из обожженной глины. Особенность таких крыш проявлялась в загнутых вверх краях, такой стиль называется пагода
Архитектура, живопись, прикладные искусства
Слайд 27
До наших времен дошли пагода Сун-юэ-сы и «Большая
пагода диких гусей». Об уровне развития архитектуры и строительства
говорит то, что к III веку до нашей эры было отстроено более 700 дворцов для императора и его приближенных. В одном из дворцов был выстроен зал, в котором одновременно могло собраться 10 000 человек
Пагода Сунюэсы в провинции Хэнань
Слайд 28
Большая Пагода Диких Гусей
Большая пагода Диких Гусей была
построена в 652 году, во времена правления династии Тан.
Находится кирпичная пагода на территории храма Даянфу
Строительные работы велись по приказу императора Гао Цзуна из династии Тан, который таким образом хотел увековечить память о своей матери. Название связано с легендой: проезжающий мимо этих мест Будда испытывал большое желание отведать мяса диких гусей, но поборол искушение. Основной целью строительства большой пагоды было хранение священных буддийских текстов и реликвий, которые привез с собой монах Сюань Цжан из Индии
Слайд 29
Традиционная китайская живопись представляет собой сочетание в одной картине
несколько искусств — поэзии, каллиграфии, живописи, гравировки и печати.
В древние времена большинство художников были поэтами и мастерами каллиграфии.
Слайд 30
Живописцы Китая для написания картины используют: кисть, палочку
для туши, рисовую бумагу и чернильный камень
Слайд 31
В живописи Китая выделяются следующие жанры — пейзаж
(“горы-воды”), портретный жанр (существует несколько категорий), изображение птиц, насекомых
и растений (“цветы-птицы”) и анималистический жанр. Также следует добавить, что в традиционной живописи Китая очень популярны такие символы как птица феникс и дракон
Слайд 32
Одним из древнейших видов прикладного искусства Китая считается
резьба по камню. Уникальные предметы древности из нефрита, жадеита
и яшмы созданные руками китайских мастеров хранятся сегодня в самых известных музеях мира
“Дьявольские шары“ : шедевры китайского прикладного искусства
Слайд 33
Распространены такие традиционные ремесла как ковроделие, изготовление музыкальных
инструментов и предметов обихода. Уйгурские ковры из шелка были
одним из главных предметов торговли в городах на Великом Шелковом пути
Уйгурские ковры из шелка
Слайд 34
Великолепные декоративные вазы, покрытые нежнейшей глазурью и декорированные
скульптурой, фарфоровые статуэтки, созданные с помощью метода резьбы по
фарфоровому тесту – все это результат многовекового творческого поиска талантливых китайских мастеров
Слайд 35
Древнейшим полумифическим создателем медицины, по мнению историков, является
великий правитель Фу-Си
Медицина
Слайд 36
Теория Традиционной Китайской Медицины соединила в себе теорию
о Высшей энергии Цзин-ци, учение о двух началах Инь
и Ян, "У-Син" - теорию о свойствах пяти веществ : дерева, огня, земли, металла, и воды
Особенностью Традиционной Китайской Медицины является дифференцированный подход к диагностике и лечению. Пациентам назначают индивидуальное лечение, с учетом времени, места и личности пациента.