Слайд 2
РАССМОТРИМ МУЖСКОЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Он мог десятилетиями носиться.
Бешмет,
черкеска, также башлыки
Красивы на Кубани мужики.
У молодых
– и то усы торчат,
Чтобы привлечь внимание девчат…
Казачий костюм.
Мужской костюм.
Слайд 3
ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ КАЗАКОВ СОСТОЯЛ ИЗ ВОЕННОЙ ФОРМЫ.
СТАРИННАЯ
КАЗАЧЬЯ
ОДЕЖДА ОЧЕНЬ
ДРЕВНЯЯ. КОСТЮМ
КАЗАКОВ СКЛАДЫВАЛСЯ ВЕКАМИ, ЗАДОЛГО
ДО
ТОГО, КАК СТЕПНЯКИ
СТАЛИ ИМЕНОВАТЬСЯ КАЗАКАМИ.
Слайд 4
Бешмет носили на выпуск.
Шили
из холста или шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим
тканям.
Слайд 5
Из верхней одежды казаки издавна предпочитали
архалук – «спиногрей» – нечто среднее между стёганным татарским
халатом и кафтаном.
Кроме того,
поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон – валяный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном.
Слайд 6
По нему скатывалась вода, в сильные морозы он
не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила
бурка,
а капюшон
издавна
существовал как
самостоятельный
головной убор –
башлык.
Слайд 7
В 20-е годы 19 века в среду черноморского
казачества начинает проникать черкесская одежда. Черкеска похожа на длинный
кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами.
Слайд 8
Впереди застегивался на крючки от груди до середины
длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя
широкому шагу воина
Слайд 9
На груди черкески нашивали подкладку для
газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие
его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой).
Слайд 10
Со временем газыри утратили свое истинное
назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий,
кожаный с серебряными накладками наборный пояс.
Сапог было великое множество – без них верховая езда невозможна, да и по сухой степи не
пройдешь босиком.
Слайд 11
Головным убором казаку служила папаха барашковая шапка с
суконным верхом. На собрании, так называемом круге, казак всегда
должен был находиться в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги,
была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте.
Слайд 12
У казака папаха или кубанка играла огромную роль
в обычаях и символике.
Обычай нашивать на папахи и фуражки
награды - бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора.
Слайд 13
Более всего казак ценил одежду не за ее
стоимость и даже не за удобства, которым славилась казачья
«справа», а за тот внутренний духовный смысл, которыми были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего праздничного костюма
Слайд 14
ОБРАЗ КАЗАКА
В ЖИВОПИСИ
Андрей Петрович Лях
БОБЫЛЬ.
ГДЕ ЖЕ ВЫ СЫНОЧКИ
ПО РОДНОЙ ЗЕМЛЕ
(С ЗАДАНИЯ)
НА ЛИНИИ
Слайд 15
КУБАНСКИЙ ОФИЦЕР
Владимир Михайлович
Мудрак
В ДОЗОРЕ.КАВКАЗ 1916г
Слайд 16
ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ
КОСТЮМ
Это ты, моя землячка,
Узнаю твои черты,
Черноокая казачка
Чудо нежной красоты.
Слайд 17
Традиционный женский костюм сформировался середине 19 века и
имел русско-украинскую основу. Красивая одежда поднимала престиж,
подчёркивала достаток,
отличала от иногородних.
Во все времена у любого
народа была особая одежда,
отличная даже от
соседних областей.
Зная об этом,
кубанцы сразу
же узнавали
приезжих.
Слайд 18
Казачки очень любили наряжаться, поэтому
костюм для них
имел большое
значение.
Не было казачки,
которая
не умела бы
ткать, кроить
одежду,
шить, вязать,
вышивать,
плести кружева.
Праздничную
одежду шили
из шёлка или
бархата.
Слайд 19
Рубашки «подставки» вышивали красными и черными нитками.
В
праздники поверх такой рубахи надевали длинную широкую юбку с
оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка.
Слайд 20
Праздничные наряды шили из дорогих покупных
тканей: кашемира, шелка, атласа, батиста, поплина. Наибольшее распространение получили
блузы «кирасы» на подкладе, с баской по нижнему краю, с воротником стойкой и густо собранной головкой рукава, плотно облегающие и подчеркивающие таким образом природную стать казачки.
Слайд 21
Вторым излюбленным фасоном были кофточки «матинэ»,
на кокетке спереди и с пышными сборками на груди
с длинным «об руку» рукавом с приподнятой головкой. Костюм-парочка, сшитый из светлой однотонной ткани, стал свадебным нарядом казачки.
Слайд 22
Важной деталью был фартук, он мог быть любой
модели черного или белого цвета и обязательно с оборками
и кружевами.
Слайд 23
Головной убор замужней женщины — шлычка — колпачок,
особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди
они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из ткани шапочка с очельем, покрывалась сзади платком. . У девушек вместо платков – ленты в волосах.
Слайд 24
Дополняли всю эту красоту
черные или красные лакированные
сапожки.
Любили казачки в праздники надевать и украшения: монисты, ожерелья.
Они изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Из жемчуга бусы носили более состоятельные казачки а также разноцветные бусы на шее.
Слайд 25
Гавриляченко Сергей Александрович
СОПЕРНИЦА
ОЖИДАНИЕ