Слайд 2
План урока
Романский стиль.
Готический стиль.
Маньеризм.
Барокко.
Рококо.
Классицизм.
Проверим себя.
Слайд 3
Романский стиль
В романском стиле доминирующую (определяющую) роль играла
архитектура. Как бы отвечая взглядам отцов церкви —
противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом).
Слайд 5
Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика):
1. Центральный неф и два по бокам.
2. Поперечный
неф — трансепт.
3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол.
4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями.
5. Восточная часть — апсида (украшение).
Слайд 6
Готический стиль
Готический стиль(от итал. gotico, букв. — готский,
от названия германского племени готов), художественный стиль, явившийся завершающим
этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.).
Слайд 7
Готический стиль
Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в
середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине
13 в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму.
Слайд 8
Готический стиль
На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые
архитектурно-пластические и декоративные детали. Статуи на консолях перед колонками
порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания.
Слайд 9
Скульптуры готического
собора в Шартре.
В готических статуях облик людей
передается более точно. У скульпторов возрождается интерес к красоте
внешнего облика человека. Основной мыслью готического искусства было очищение от греха и возвышение через страдание.
Огромное значение в творчестве придавалось образу Богоматери – Мадонны - в ней видели заступницу людей перед ее сыном Иисусом.
Слайд 10
Стены храмов покрывались живописью. В романских соборах это
были традиционные фрески,а в готических, - где не хватало
места из-за окон - использовались витражи. Свет, проходя через цветное стекло,«играл» на стенах и полу. Это придавало соборам праздничный вид.
Царь Давид Витраж
собора в Шартре.
Слайд 14
МАНЬЕРИЗМ
МАНЬЕРИЗМ - (итал. manierismo – вычурность, манерничанье) -
течение в западноевропейском, главным образом итальянском, искусстве 1520-1590-х гг.
Возникло и развивалось вследствие кризиса идеалов «Высокого Возрождения» в Италии. Термин «maniera» стал приобретать специфическое значение уже к середине XVI в.
Слайд 15
Некоторые исследователи не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем
и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Маньеризм в
архитектуре выражает себя в нарушениях сбалансированности; использовании структурных решений, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства.
В архитектуре нетрадиционно применяются классические элементы, иллюзорные трюки (ложные двери, слепые окна и арки).
Джорджо Вазари. Лоджия Галереи Уффици. Вид на Палаццо Веккьо. Флоренция
Слайд 16
Архитектура маньеризма
Фасад церкви отличается смелостью необычных решений и
пышностью декора. В оформлении фасада легко угадываются элементы классической
архитектуры, которые явно вступают в противоречие не только с античной, но и с ренессансной традициями. Сдвоенные колонны и пилястры придают зданию парадность и напыщенность.
Джакомо да Виньола, Джакомо делла Порта.
Церковь Иль Джезу.
1575 г. Рим
Слайд 17
В стиле маньеризм фасады декоративны, с множеством архитектурных,
скульптурных, орнаментальных деталей, использовние богатых, золотых и серебряннх инкрустаций, искажение
пропорций, смешение стилей.
В декоре интерьера преобладают орнаменты, причудливые, фантастические образы.
Слайд 18
Барокко
Барокко (итал. barocco через исп. bar- ruecco
от португ. barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный).
Словом «барокко» называют ряд художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.
Слайд 19
Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета
абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии,
тяготел к парадной торжественности и пышности.
Слайд 22
Рококо
Стиль(франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), получивший
развитие в европейских пластических искусствах 1-й пол. 18 в.
Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид.
Слайд 23
Рокайль (от фр. rok - скала, утес) -
главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.
Появился во Франции в начале 18 века, при украшении парковых павильонов - гротов деталями, имитирующими природные элементы - морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал. Этим объясняется происхождение название "рокайль".
Слайд 25
Классицизм
Архитектуре классицизма в целом присущи логичность планировки и
геометризм объёмной формы. Постоянное обращение архитекторов классицизма к
наследию античной архитектуры подразумевало не только использование её отдельных мотивов и элементов, но и постижение общих законов её архитектоники.