Слайд 2
А.С. Пушкин
А.Пушкин называл
искусство
«магическим кристаллом»,
сквозь
грани
которого по-новому видны
окружающие нас люди,
предметы и явления
привычной жизни.
Слайд 3
Природа вошла в русское искусство так, как
входит она
в нашу жизнь.
Без природы искусство задохнулось бы,
как мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от природы оторваны.
Д.Кабалевский
Слайд 4
Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в
своих произведениях различные явления природы,
волнующие их.
Слайд 5
Через чувства и переживания,
которые возникают у
них
при восприятии
величественного моря
или таинственных звезд, бескрайних
равнин или
плавного
изгиба реки, они
передают свое видение мира.
Слайд 6
Благодаря произведениям искусства — литературным, музыкальным, живописным
— природа предстает перед читателями,
слушателями, зрителями всегда разной:
величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной.
Слайд 7
Эти образы продолжают привлекать человека,
затрагивая тончайшие струны
его души,
помогают прикоснуться к неповторимой красоте
родной природы, увидеть необычное в том,
что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.
Слайд 8
Записать.
Пейзаж –
(от франц. paysage – вид, изображение какой-либо
местности) – это жанр, посвященный изображению природы.
В европейском искусстве
в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII веке.
Слайд 9
Виды пейзажа
В зависимости от того на чем
сосредоточено внимание художника, и характера изображения выделяют сельский, городской,
архитектурный, индустриальный пейзаж, к особой разновидности пейзажа относятся изображения водной стихии - морской(марина) и речной пейзажи.
Слайд 10
Кроме того, пейзаж может быть историческим, показывающим облик
Земли в прошлом или отражающим вечные законы развития природы,-
и фантастическим, основанным на воображении художника. Большое распространение получил космический, или астральный, пейзаж - реально увиденное с Земли или придуманное звездное пространство
Слайд 11
Есть также другие разновидности пейзажа: лирический, героический, документальный.
Основное
завоевание 19-го века в области пейзажа - пленэр -
привел к возникновению импрессионизма, открывшего новые возможности в передаче пространства, изменений световоздушной среды, сложной цветовой гаммы.
Слайд 12
Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись
Незатейливая красота среднерусской
полосы долгое время не привлекала внимания художников.
Скучные, однообразные
равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава…
Что в этом поэтичного?
Слайд 13
Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан,
И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли.
Люди,
словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц.
И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор.
Вот, оказывается, какая она русская природа — нежная, задумчивая, трогательная!.
Слайд 15
Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи
прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские
композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.
Слайд 16
Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов (1830 (1830—1897 (1830—1897) — русский (1830—1897) — русский художник (1830—1897) — русский художник-пейзажист, член-учредительТоварищества передвижников (1830—1897) — русский художник-пейзажист, член-учредительТоварищества передвижников, автор
ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».
Слайд 17
В XX в. в зарубежном изобразительном искусстве возникло
направление, которое получило название «импрессионизм» (от франц. impression —
впечатление).
Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.
Слайд 18
Поучительная и даже забавная история произошла с живописной
работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840—1926).
Привыкшие
к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.
Слайд 19
Импрессиони́зм (фр. (фр. впечатление) — направление в искусстве (фр. впечатление) — направление в искусстве последней
трети XIX (фр. впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во
Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872 1872, музей Мармоттан-Моне 1872, музей Мармоттан-Моне, Париж.
Слайд 20
И.Бунин
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный
взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и
радость бытия…
Слайд 21
Задание:
1.Рассмотрите репродукции пейзажей И.Шишкина и И.Левитана.
2.Придумайте свои названия
к этим полотнам.
3.Определите средства художественной выразительности, с помощью
которых созданы эти образы природы.
Слайд 24
Объясните смысл высказывания
французского писателя А. де Сент
Экзюпери:
«Самого главного глазами не увидишь,
зорко одно лишь
сердце»
Слайд 25
Литературные страницы
Прочитайте вслух два литературных сочинения, написанные в
XX в.
Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи
эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.
Слайд 26
Все в тающей дымке
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь
краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь
медленны реки,
Туманны озёра,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы. Н.Рыленко
И.Левитан. Вечерний звон
Слайд 27
Неведомому другу
Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный
слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал,
ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички.<…> Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.
Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку <…>. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.
И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!
И опять расширится душа: елки, березки, — и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо! М. Пришвин
Слайд 28
Малярчук Станислав. Летнее утро.
Слайд 32
Д/З №1
Дома запишите в рабочую тетрадь
в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного
явления, которое поразило вас своей красотой.
Слайд 33
Константин Калинин
Ноябрьский шторм…
Стоял в ноябре на обрывистом склоне,
Отважный
и сильный, как гордый абрек,
Смотрел я впервые на буйное
море
И мощью природы сражен был навек.
.
Вздымались высоко громадные волны
И бились с безудержной силой о брег.
И хоть отступали, их новые сонмы
Срывались в свирепый пиратский набег.
.
Висели над морем свинцовые тучи
И дождь лил стеною и ветер свистел.
Кричащие чайки метались над кручей
И я чуть дыша на стихию глядел.
.
Ноябрь 1974 года. Черное море. Район Ялты. Шторм девять баллов. Одно из самых сильных воспоминаний в жизни.
Например:
Слайд 34
НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ
Осеннее утро
Обрываются речи влюбленных,
Улетает последний скворец.
Целый день
осыпаются с кленов
Силуэты багровых сердец.
Что ты, осень, наделала с
нами!
В красном золоте стынет земля.
Пламя скорби свистит под ногами,
Ворохами листвы шевеля.
Слайд 35
Музыкальные страницы
Вспомните музыку, изображавшую картины природы.
Среди всех
русских композиторов никто так не любил природу, никто так
хорошо не знал и не чувствовал её, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как П.И. Чайковский.
Слайд 36
В декабрьском номере журнала “Нувеллист” за 1875 год
было напечатано сообщение, что “знаменитый композитор П. И. Чайковский
обещал редакции свое сотрудничество и намерен в будущем году поместить целую серию своих фортепианных композиций… характер которых будет вполне соответствовать как названию пьес, так и впечатлению того месяца, в котором каждая из них появится в журнале.” Издание выходило первого числа каждого месяца. Композитор начал сочинять цикл пьес.
Слайд 37
Пётр Ильи́ч Чайко́вский -русский композитор -русский композитор, дирижёр -русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.
Считается одним
из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80
произведений.
Слайд 38
Петр Ильич Чайковский
(1840-1893)
Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка
летом в России, в деревне, по полям, по лесу,
вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?
П. Чайковский
Слайд 39
Мы прослушаем одно из произведений этого цикла. подумайте,
какое может иметь название данное произведение?
Мы прослушали “Осеннюю песню”
(“Октябрь”) П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.
Слайд 40
Октябрь – это элегия осени в жизни человека,
не только осенняя песня о расставании с уходящим летом.
Особая певучесть достигается сочетанием широко напевных интонаций, как протяжная русская песня.
Слайд 41
Левитан - Золотая осень, 1895г.
А. С. Пушкин
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное
природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Слайд 42
И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889 год
Слайд 43
И. Левитан. Осенний день в Сокольниках. 1879
Слайд 44
Поленов В. Д. Золотая осень. 1893
Слайд 48
Владимир Марков. Зима.
А. Пушкин
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл –
и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла
волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Слайд 49
Итальянский композитор Антонио Вивальди также обращается к теме
природы в музыке.
Произведение, фрагмент которого мы прослушаем, называется
также “Времена года”.
Но композитор определил названия по названиям времен года: “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”.
Послушайте произведение и скажите, зимняя или осенняя картина?
Слайд 50
Крыжицкий К.Я. Зимний пейзаж со стогами.
Слайд 52
Левитан И.И. Зимний пейзаж с мельницей. 1884
Слайд 53
Сравнить звучание музыки:
“Осенняя песня”- певучесть, напевность, протяжность,
звучание интонаций русских песен, интонации нисходящие как вздох;
“Зима”- напряженность,
взволнованность, волнообразное движение мелодии, нарастание звука, интонации венецианской музыки, синкопы.
Слайд 54
Начало весны вдохновляет многих художников на написание удивительных
пейзажей. Картина "Март" Исаака Левитана произвела в свое время
переворот в русской живописи.
Слайд 55
М. Алпатов:
«Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят,
как те самые, которые искони воспевались в русских песнях.
Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели».
И. Левитан. Весна. Большая вода
Слайд 57
Туржанский Леонард Викторович (1875-1945). Весна
Слайд 58
Степанов Алексей. Ранняя весна.
Слайд 61
Чайковский мечтал, чтобы его музыка приносила людям опору
и утешение. Вивальди стремился к тому, чтобы музыка вызывала
чувство собственного достоинства, веру в силу человеческого разума и человеческих чувств.
Слайд 62
Домашнее задание
1.Подберите репродукцию картины-пейзажа, найдите к ней музыкальные
и литературные примеры, оформите в виде презентации.
2.Напишите этюды (литературные
и ли живописные), в которых вы изобразите природу в разных эмоциональных состояниях (в разное время года или суток)