Слайд 3
И.К. Айвазовский – выдающийся российский художник-маринист, коллекционер, меценат.
Его полотна по праву считаются шедеврами, а сам автор
пользуется славой не только в России, но и за рубежом. Художник был членом нескольких европейских академий, что является лучшим доказательством признания его творчества за рубежом.
Портрет художника Ивана Айвазовского
Слайд 4
Особенности полотна
Картина Айвазовского «Чесменский бой» демонстрирует лучшие
достижения живописи в жанре романтизма. Дело в том, что
в это время молодой и талантливый художник творил под влиянием эпохи. Для того чтобы подчеркнуть величественность победы русского флота, он пошёл даже на некоторые отступления от исторической действительности, несколько сместив положение кораблей. Художник в первую очередь сделал акцент на изображении
пожара, который, несмотря на трагичность ситуации,
придаёт полотну мажорный тон.
Слайд 5
Особенности полотна
Картина Айвазовского «Чесменский бой» – одно
из первых крупных произведений автора в жанре морской батальной
живописи. Художник не задавался целью воспроизвести картину боя с документальной точностью, потому что до него этот уже сделал немецкий живописец Я.Ф. Хаккерт по специальному заказу Екатерины II. Этот автор нарисовал расположение всех кораблей и флотов воюющих сторон в строгом порядке, основываясь на документальных свидетельствах, мемуарах, данных судовых журналов. Поэтому Айвазовский решил несколько отойти от реалий события. Взяв за основу работу своего предшественника и тщательно поработав с документальными материалами, он создал собственное оригинальное полотно, которым прославил победу российского флота. Это было вполне в духе его времени, когда романтическое направление в отечественном искусстве являлось доминирующим.
Слайд 6
Исторический сюжет картины
Одним из основных сражений русско-турецкой войны
был Чесменский бой. Айвазовский, картина которого как раз посвящена
этому важному событию XVIII века, выбрал объектом для своего полотна именно его по двум причинам. Во-первых, эта победа наглядно продемонстрировала возросшую мощь русского флота, а, во-вторых, имелось немало документов, воспоминаний, а главное – уже существовала аналогичная работа немецкого художника, что оказала влияние на автора.
Слайд 7
Исторический сюжет картины
Кроме того, это сражение произвело резонанс
в российском обществе. Знаменита депеша графа Орлова, в которой
он докладывал о победе, ходила по рукам. Разумеется, подобный исторический факт не мог не привлечь внимания такого известного мариниста, как Айвазовский, который был художником Главного морского штаба.
Слайд 8
Описание Картины
Картина Айвазовского «Чесменский бой» была написана в
1848 году. Как уже было сказано выше, это был
ранний период в творчестве художника. Главный элемент работы – это пожар, который производит впечатление страшного, но в то же время эффектного фейерверка. Художник нарочно сделал очертания кораблей несколько расплывчатыми, чтобы зритель не отвлекался от основного замысла работы. Всё внимание должно было быть приковано именно к этому мощному огненному потоку, который взмывает вверх.
Слайд 9
Описание Картины
Как известно, представители романтизма очень часто играли
на контрастах, чтобы тем самым ещё больше усилить впечатление
от происходящего. Айвазовский не был исключением. В противовес пылающему морю, которое как будто сливается с ночным небом, из-за облаков выглядывает светло-жёлтая луна. Она бросает тусклые лучи вниз.
Слайд 10
Описание Картины
Они немного оттеняют яркость страшного сражения. Картина
Айвазовского «Чесменский бой» изображает на заднем плане фигуры людей,
которых, очевидно, выбросило ударной волной за борт кораблей в море. Драматизм происходящего усиливается: зритель, глядя на картину, понимает, что без помощи им не обойтись, а между тем эту самую подмогу им будет очень трудно получить ввиду произошедшей катастрофы.