Слайд 2
«Что есть красота?» – этот вопрос издавна волновал
человечество. Не каждый способен увидеть и различить красоту окружающих
нас предметов и явлений. Это особый талант, которым обладают лишь
Великие художники. Созданные ими произведения искусства – наглядный и убедительный ответ на вопрос о том, что есть красота.
Эсте́тика – это наука о прекрасном в искусстве и жизни. Слово « эстетика» греческого происхождения. Оно идёт от глагола « ощущаю», « воспринимаю» и связано с восприятием прекрасного человеком.
« Возвышенное» – одна из интереснейших категорий эстетики. Само слово « возвышенное» имеет общий корень с такими словами, как « высь», « высота». С древнейших времён высота звала и манила к себе людей. Возвышенное всегда выражает устремлённость людей к ещё более высоким, идеальным целям и задачам. С проявлением возвышенного в природе встречается каждый из нас. Мы восхищаемся при виде картины усеянного звёздами небесного свода
Слайд 3
Трепетные чувства вызывает у нас безбрежный простор океана
Слайд 5
Высокое искусство ценно для нас тем, что заключает
в себе возвышенное, постигнутое художником в жизни
и воплощённое им
в произведениях искусства.
Масштабность и монументальность – наиболее яркие формы отражения возвышенного в искусстве.
Наглядный пример -Египетские пирамиды по своим размерам призваны возвеличивать фараона,
подчёркивать его принадлежность к богам. Высочайшая из пирамид – пирамида Хеопса – до сих пор
Поражает своими размерами и не имеет аналогов среди каменных построек мира. Её высота более 146 метров,
А длина основания каждой грани 230 метров. Греческий Парфенон по сравнению с ней
выглядит совсем крошечным.
Слайд 6
В наше время, чтобы перевезти все камни, из
которых сложена пирамида Хеопса,
понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов,
по 30 вагонов каждый! Это поистине необычный памятник
могущества фараона и многолетнего труда сотен тысяч рабов.
Слайд 7
О возвышенных чувствах и мыслях говорится в трагедии
Шекспира « Король Лир»
Могущественный король Лир решил разделить королевство
между тремя своими дочерьми,
захотел удостовериться в их преданности к нему. Не сумев отличить лесть старших дочерей от истины
он лишил младшую дочь Корделию наследства.
С этого момента старшие дочери не захотели
более заботиться об отце. И вот к обезумевшему от горя, одетому в рубище Лиру приходит прозрение:
« У меня в груди всё вытеснено вон душевной бурей.
Одно томит, одно я сознаю,
Одно: дочернюю неблагодарность! … вот тебе урок, богач надменный! Стань на место бедных,
Почувствуй то, что чувствуют они,
И дай им часть от своего избытка в знак высшей справедливости небе….»
Слайд 9
Изгнанный из дома неблагодарными дочерьми, Лир почувствовал свою
вину перед Корделией, и
осознал иллюзорность своего былого величия. Король
стал смотреть на жизнь по-иному и обретает нечто
большее, чем власть над людьми – власть над собой и своими страстями.
Король Лир и Корделия
Слайд 10
Подобно природным стихиям, бушуют растревоженные силы человеческого духа
в музыке
Людвига ван Бетховена.
Тоска и печаль, восторг и
радость, разочарование и надежды – всё,
чем живёт человек, гениально воплотились в звуках композитора. « Героическая» симфония Бетховена
посвящена борьбе Прометея, который решился бросить вызов самому Зевсу. Эта музыка прославляет
подвиг во имя человечества, доблестную смерть героя.
В фильме « Титаник» есть эпизод, когда на палубу тонущего корабля выходят музыканты и начинают играть
« Героическую» симфонию Бетховена. Смертельно раненный « Титаник» погибал медленно и мучительно долго.
А сотни людей, обречённых вместе с ним на гибель, слушали музыку симфонии, и эта музыка укрепляла их волю,
мужество, уберегала от паники, от всего, что угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонущем корабле.
Музыка звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами.
Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту.
Слайд 13
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – великий
итальянский художник, живописец, скульптор, архитектор, писатель, яркий пример «
универсального человека». Его картины и по сей день восхищают миллионы зрителей.
Слайд 14
«Портрет госпожи Лизы Джокондо».
«Мадонна Бенуа»
Слайд 15
На переднем плане художник изобразил коленопреклоненного крылатого
архангела Гавриила с белой лилией (символ непорочности Девы Марии)
в левой руке. Правой рукой архангел благославляет сидящую у своего дома Марию. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав. Деву Марию художник, согласно традиции, пишет с Библией, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом.
« БЛАГОВЕЩЕНИЕ»
Слайд 16
«Мадонна в скалах»
На картине изображена стоящая на
коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна
Крестителя. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения…
Слайд 18
Отражение возвышенного в искусстве требует от автора особой
выразительности в использовании
Художественных средств.
Когда Пушкин описывает сцену Полтавской
битвы, под его пером рождается героический
образ Петра I.
О победе русских поэт говорит в возвышенном стиле:
«…Из шатра, толпой любимцев окружённый,
Выходит Пётр. Его глаза сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как Божия гроза….
И грянул бой. Полтавский бой!
Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть и ад со всех сторон.»