Слайд 2
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС
«ИНФАНТА МАРГАРИТА АВСТРИЙСКАЯ», 1660 г.
Возрождение
в
Испании
Слайд 3
«Портрет инфанты Маргариты», написанный зятем Веласкеса, Хуаном Баутистой
дель Масо.
В Испании идеалом красоты являлось отсутствие каких
либо округлостей. Девочкам на ночь на тело, укладывали свинцовые плиты для того чтобы не развивалась грудь.
Слайд 4
Анна Датская
С человеческого тела было снято табу,
наложенное церковью. Душа отходит на второй план, и перед
нами во всем своем величии появляется Тело.
Слайд 5
Уильям Ларкин
«Портрет королевы Елизаветы»
Возрождение в Англии
Слайд 6
Возрождение в Германии
Фламандская школа
«Портрет Маргариты, графини Фламандской,
супруги Филиппа Смелого»
Девушки заплетали височные косы. Замужние женщины заплетали
волосы в косы и укладывали их замысловатыми фигурами вокруг головы или же над висками – типа «короны» (коса обвивалась вокруг головы).
В суде девушки и женщины, давая присягу говорить только правду, клялись собственными косами. Они наматывали косы на левую руку, которая клалась на грудь. Правую же руку клали на жезл судьи, который принимал присягу.
Слайд 7
Альбрехт Дюрер. «Барбара Дюрер, урождённая Хольпер»
Слайд 8
В период раннего Возрождения
большинство фигур
людей изображали
только в профиль
Уильям Ларкин
«Портрет молодой девушки»
Слайд 9
Портрет молодой девушки
с молитвенником»
К женской красоте перестали
относиться, как к дьявольскому искушению, а к телу –
как к греховному сосуду. Напротив: красота теперь – дар Божий, заслуживающий поклонения, а прекрасные женские тела появляются на картинах всех выдающихся живописцев.
Слайд 10
Фон на работах всегда оставляли
тёмным и добавляли
большие количество
ярких и крупных украшений,
что в тот
период было очень модным.
Слайд 11
СИКСТИНСКАЯ МАДОННА, РАФАЭЛЬ, 1512 г.
Возрождение в Италии
Слайд 12
Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»
Идеалом того времени
были: высокий рост, широкие плечи, тонкая талия, плюс белые
зубы, красные губы, благородные движения и статная фигура, тонкая талия, но при этом ни в коем случае женщина того периода не должна была быть худой, она должна была обладать пышным телом с не менее пышной грудью.
Почти у всех моделей художников
периода Возрождения
на руках одомашненные норки,
горностаи или хорьки.
Слайд 13
«Дама с единорогом»
Именно в эпоху Возрождения, в Италии
появляется мода на блондинок. Белокурые локоны считаются идеалом женской
красоты, и все модницы той поры всячески пытаются достичь подобного цвета волос. Волосы приводили в нужный цвет либо при помощи окраски, либо при помощи париков, сделанных из накладных волос ярко-жёлтого цвета.
Слайд 14
Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо бесполых,
бледных, молитвенных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с
широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч.
Слайд 15
ДЖОКОНДА
ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ, 1503 г.
Ещё одним критерием
красоты в эпоху Ренессанса служил высокий, гладкий,
не скрытый
волосами, а только обрамлённый ими лоб.
Наличие бровей не считалось красивым,
и они выщипывались, причём как женщинами, так и мужчинами.
Слайд 16
Тициан «Императрица Изабелла Португальская»
Итальянские мастера выступали как тонкие
психологи и прекрасные знатоки человеческой души
Слайд 17
Обязательным штрихом для красавицы эпохи Возрождения являлись золотистые
волосы: «тонкие и светлые, похожие то на золото, то
на мед, сияющие подобно солнечным лучам, вьющиеся, густые и длинные, рассыпанные по плечам волнами» — так писал в своем «Трактате о красоте и любви» Агостино Нифо в 1539 году.
Слайд 18
РУБЕНС ПИТЕР ПАУЛЬ
«АВТОПОРТРЕТ С ИЗАБЕЛЛОЙ БРАНТ», 1609
г.
Период БАРОККО
Слайд 19
В эпоху барокко (кон. XVI-XVII вв.) естественность вновь
выходит из моды. На смену ей приходят стилизация и
театральность. Новый взгляд на человеческую красоту складывается уже в ранний период развития стиля барокко. Согласно новым эстетическим представлениям красота заключается в монументальности и величин, богатство и красочности одежд, причем сам человек отступает на задний план, теряясь на фоне пышных и нарядных одежд.
Слайд 20
Очень щедро использовалась пудра, которая наносилась практически на
все - и на парики, и на одежду, и
на тело, которое не мылось годами. Волосы тоже не мылись месяцами, размножившиеся насекомые ловились специальными блохоловками. Так что хрупкая барышня, одетая в роскошное платье, на самом деле являла собой достаточно непривлекательное зрелище.
Слайд 21
Одним их ярких представителей фламандской школы живописи в
стиле барокко является Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640)
– автор огромного количества картин с изображением женщин, которых потомки позже назовут рубенсовские женщины. Эпоха борокко — это эпоха изобилия и излишеств, великолепных дворцов, роскошных нарядов и женщин с пышными формами, как идеал красоты.
«ШУБКА», 1636 г., П. РУБЕНС
Слайд 22
Питер Пауль Рубенс «Венера перед зеркалом» 1615
Слайд 24
Франсуа Буше
«Портрет мадам Помпадур»
(1752)
Стиль РОКОКО
Слайд 25
Женщины носили туфли из цветной кожи, парчи на
изогнутом каблуке с заостренной носовой частью. Их украшали бантами,
пряжками, розетками. Иногда каблуки были такими высокими и тонкими, что женщины могли ходить на них только с помощью палки. Ходить на таких каблуках было не удобно, ведь не было супинаторов.
Кстати, до этого века не было разницы между ботинком на правую и левую ноги — колодки делали одинаковыми. И именно благодаря каблукам, которые требовали устойчивости, обувь стали делать на разные ноги.
Слайд 26
«Портрет
мадам Помпадур»
Во времена расцвета стиля рококо
женщины аристократки были похожи на роскошные букеты цветов или
напоминали хрупкую фарфоровую статуэтку, имели гладкие румяные щечки, маленький подведенный ротик
Слайд 28
На лицо галантные дамы накладывали столько грима, что,
говорят, мужья часто не узнавали своих жен. А так
как пудра в те времена изготавливалась из муки, чрезмерные запросы модниц порой вызывали в стране даже временный дефицит этого пищевого продукта.
Парики в эпоху рококо приобретают поистине гротескные причудливые формы. На головах носят целые натюрморты из цветов, перьев, лодки с парусами и даже мельницы.
Слайд 30
Платье эпохи рококо почти не подчеркивает фигуры. Внимание
сосредотачивается на шее, лице, руках, казавшихся хрупкими среди кружевных
оборок, рюшей и лент. Нарочитая сложность извилистых форм, присущая стилю рококо, подчеркивалась во всем – и в прическе, и в декоративной косметике, и в одежде.
Слайд 31
ФРАНСУА ЖЕРАР
«МАДАМ РЕКАЛЬЕ»
Стиль АМПИР
В моду снова стала
входить естественность. Ярко краситься считается теперь дурным тоном, поэтому
в декоративной косметике используются только естественные тона. Иногда косметического эффекта пытались достичь еще более естественными способами: если требовалась бледность – дамы пили уксус, если румянец – ели землянику.
Слайд 32
Давид
«Портрет Терезы Тальен»
По-прежнему в моде белая кожа, модницы
даже подчеркивали вены синим карандашом, чтобы казаться бледнее. На
некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.
Слайд 33
ЖАН ОГЮСТ ЭНГР
«МАДМУАЗЕЛЬ РИВЬЕР»
В моду входит естественные
очертания фигуры и простота форм. В то время подражали
античности и всему тому, что считалось античным. Это подражание изменило и силуэт женщины. В моде стройная юная фигура с плавными линиями, как подобие античной статуи. В этот период не поощрялись телесные излишества. Фигура должна была быть не толстой и не худой, такой, чтобы не оскорблять взор смотрящего.
Слайд 34
Карл Брюллов
«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой,
удаляющейся с
бала с воспитанницей Амацилией Пачини»
Слайд 35
Владимир Лукич Боровиковский
«Портрет Елены Александровны Нарышкиной»
Романтизм
Женщина эпохи романтизма
должна быть бледной, мечтательной, ей идет грусть. Мужчинам нравилось,
чтобы в печальных, мечтательных голубых женских глазах блестели слезы и чтобы женщина, читая стихи, уносилась душой куда-то вдаль — в мир более идеальный, чем тот, который ее окружает.
Слайд 36
Дополняли женскую моду того времени и длинные перчатки,
которые на людях снимались лишь за обеденным столом. Обязательным
модным атрибутом женщин надолго становится зонтик. В этом было не так много кокетства, как может показаться на первый взгляд. Зонтик имел довольно прагматичную цель - защищал кожу женщины от солнца. Вплоть до 1920-х годов загар считался неприличным, «деревенским», в моде была бледная «алебастровая» кожа, так отвечающая периоду романтизма.
Слайд 37
Фрагмент портрета принцессы Альберт де Бройля
Жан Огюст Доминик
Энгр
Слайд 39
В это бурное десятилетие женская мода менялась особенно
стремительно. В 1908 г. большой фурор вызвали парижские гастроли
балета Дягилева – так называемые «Русские сезоны». Костюмы, созданные по эскизам Леона Бакста, ошеломили публику своей красочностью и экзотичностью. Арабские шаровары, тюрбаны, греческие хитоны, рукава кимоно, сандалии, яркий насыщенный цвет открыли для Европы очарование античности и Востока.
Слайд 40
В моду входят богатая вышивка и прозрачно-дымчатые муслины.
Женщины становятся похожи на одалисок из гарема. Начинается активный
процесс «освобождения» женского тела от тисков корсета.
Слайд 42
Уотс «Надежда»
Художники использовали символы, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
Основным настроением часто являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. В
отличие от других направлений в искусстве, символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических идей, образов Вечности и Красоты.
Слайд 43
Эдгар Дега
«Голубые
танцовщицы», 1897
Образ женщины в период импрессионизма
Портреты
показывают сиюминутное настроение. В произведениях есть место только позитивному
началу, мрачность обходила импрессионистов стороной.
Слайд 44
Художник видит прекрасное во всём,
даже в будничных
делах.
Слайд 45
Пьер Огюст Ренуар
«Портрет актрисы Жанны Самари»
Портреты импрессионистов —
подлинная поэзия красок. Яркие, сочные, овеянные дымкой тепла и
солнца.
Слайд 46
Образ женщины в период кубизма
П. Пикассо «Модель за
туалетом»
Самой традиционной темой кубизма стало изображение обнаженного женского тела.
Слайд 48
П. Пикассо «Портрет
обнаженной женщины,
расчёсывающей волосы»
Слайд 49
Женские образы в период супрематизма
К. Малевич
«Женщина с
гребнем в волосах»