Слайд 3
Древнейший период развития Ирана
Название страны «Иран» (согласно распространённому
в научной литературе мнению) происходит от имени древних иранских
племён, которые называли себя ариями, а свою страну – Арьяном.
(Арии – предки носителей индоевропейских языков. Арийские языки составляют восточную ветвь индоевропейской языковой семьи).
До 30-х годов XX века Иран называли Персией. Это название произошло от древнегреческого наименования юго-западной области Ирана – Парса (Парсуа) (которая была центром древних иранских государств Ахеменидов и Сасанидов).
В 1935 г. иранское правительство официально обратилось к иностранным государствам с просьбой впредь называть страну Ираном.
В V-IV тыс. до н. э. уровень социально-экономического развития в некоторых районах Ирана был не ниже, чем в Месопотамии.
К началу II тыс. до н. э. многие древние центры перестали существовать. В других отмечено огрубление культуры.
Слайд 4
Государства на территории
Древнего Ирана
Элам (IV – I тыс.
до н. э.)
Мидия (VII – VI вв. до н.
э.)
Держава Ахеменидов (550 – 331 гг. до н. э.) (завоёвана Александром Македонским)
Парфия (сер. III в. до н. э. – 226 г. н. э.)
Сасанидское государство (226/27 – 637 гг.)
Слайд 5
Культура Элама (IV-I тыс. до н. э.)
В IV
тыс. до н. э. эламская территория включала ряд крупных
центров со своими правителями (которые носили титулы «жрец-князь», «царь» и др.). Одним из таких центров были Сузы.
В XIV – XII вв. до н. э. Элам достиг большого могущества. Главным центром была Сузиана.
Большой подъём переживало искусство: архитектура (строительство дворцов, храмов – зиккуратов), скульптура.
В Эламе широко употреблялась клинопись, писали в основном на аккадском языке.
В XII в. до н. э. эламиты одержали победу над царями Вавилона. В Элам были вывезены многочисленные богатства, памятники старины, среди них – стела с текстом законов Хаммурапи. (Найдена в Сузах).
Слайд 6
Культура Элама
Около 1115 г. до н. э. вавилонский
правитель Навуходоносор I в битве у Дера разбил эламитов.,
после чего в Эламе наступил длительный период политического упадка.
Элам оставался обширным, но весьма слабо централизованным государством, его отличала большая этническая и языковая пестрота (лулубеи, хурриты, касситы и др. и, в том числе, ираноязычное население).
В VII в. до н. э. в Эламе участились междуусобицы, в итоге персы были подчинены Мидией.
Слайд 7
Зороастризм
Зороастрийская религия возникла в I тыс. до н.
э. на северо-востоке
Древнего Ирана, в соседних
областях Средней Азии и Афганистана.
Основатель религии – Заратуштра (иран.) (греч. – Зороастр), которого
многие учёные склонны считать реальным лицом, жившим в период
между X и VI веками до н. э.
Согласно учению, Заратуштра был создан в самом начале бытия как верховное божество – духовная сущность – и помещён в ствол дерева жизни. Через 6 тысяч лет, в период ожесточения вселенской борьбы между добром и злом, Заратуштра получил телесное воплощение и был озарён неземным светом истины для того, чтобы способствовать победе добра над злом.
Авеста – священная книга зороастрийцев – собрание книг, содержащих свод религиозных и юридических предписаний, молитв, гимнов, песнопений.
Слайд 8
Зороастризм
Основные положения учения:
1. Борьба добра-света со злом и
тьмой лежит в основе мироздания. Мир
в благой части был
сотворён добрым началом. В ответ злой дух создал
смерть, зиму, зной, вредных животных и т. п.
2. Исход борьбы зависит от свободного выбора человека и его активного
участия в этой борьбе на стороне добра.
3. Основными орудиями человека в борьбе со злом являются «добрые
мысли», «добрые слова», «добрые дела» (благие мысли – благие слова –
благие дела).
4. Выполнение данного завета пророка – обязательное условие праведного
образа жизни. От этого зависит посмертная участь человека: посмертное
блаженство либо осуждение на последнем суде в конце мира и страшные
муки. (В Младшей Авесте предсказывалась гибель мира и страшный суд
через 3 тысячи лет). Т.о., были созданы концепции греха и наказания, рая,
конца мира.
Слайд 9
Зороастризм
5. Особое значение придавалось умножению благого материального
бытия: разведению
скота, земледелию и т. п. Жертвоприношениям,
молитвам в раннем зороастризме
отводилось меньшая роль. Заратуштра
отвергал ряд древних иранских обрядов, включая массовые жертвы
скота.
Зороастрийцы поклонялись огню как символу мировой справедливости – Арты.
Ахура-Мазда (Владыка Мудрость, Мудрый господин) (греч. Ормузд) – главное божество зороастрийского пантеона, олицетворяющее добро и победу сил добра. Его откровения и передал Заратуштра своим ученикам в виде «Авесты».
Ахриман (Ангхро-Манью) (дух зла) – носитель зла.
Сенмурва – мифическое существо, символизирующее плодородие. Изображалось в виде собаки-птицы.
Анахиту – богиня любви и земли.
Слайд 10
Зороастризм
Ещё до творения мира духи-близнецы совершили выбор между
добром и злом.
Затем такой выбор был сделан дайвами –
выбравшими зло (божества ариев, оставшиеся богами у части иранских племён и в Индии).
Уже вскоре после Заратуштры его последователи, сохранив ряд основных догматов пророка, приняли и многие старые верования и обряды, вновь стали широко почитаться древние божества.
В зороастрийский пантеон вошли:
Варуна – верховное божество, защитник космического порядка, бог света, духовное существо;
Митра – божество, воплощавшее добродетели;
Индра – относился к божествам зла.
В Авесту вошли гимны этим богам.
Слайд 11
Зороастризм
Первым человеком в зороастризме считался Йима (земледелец и
скотовод). Когда он возгордился, не стал слушаться Агура-Мазду, начал
употреблять в пищу мясо священных быков, Йиму был изгнан из райских мест, а все люди лишились бессмертия. После этого закончился золотой век райской идиллии и началась эпоха борьбы добра и зла.
В эпоху раннего средневековья, господства ислама, группы зороастрийцев переселилась в Индию, где стали называться парсами.
Иранские религии с высшим богом Ахурамаздой называют маздеизмом.
Слайд 12
Культура Мидии (VII-VI вв. до н. э.)
В VII
в. до н. э. в Мидии (после свержения ассирийского
ига) создалось самостоятельное государство. Это было первое государственное образование ираноязычного населения, возникшее на основе связей именно персидских земледельческих племён.
Объединена страна была правителем Дейоком (иран. Дахьюка). При Дейоке построена столица Экбатана (иран. Хагматана): большой царский город с дворцом и сокровищницей внутри цитадели, окружённой мощными стенами, за которыми поселён остальной народ.
При Дейоке была создана царская стража, установлены строгие дворцовые порядки, учреждена полицейская служба.
При внуке Дейока Киаксаре (624/23-585/84 гг. до н. э.) Мидия достигла наивысшего могущества, став великой державой. Киаксар провёл военную реформу, создал регулярное войско из соединений копьеносцев, лучников, конницы.
В последующие годы был завершён разгром ассирийцев. В Мидийскую державу входили Урарту, Манейское, Скифское царства.
Слайд 13
Культура Ахеменидского царства
В 550 г. до н. э.
войско персидского царя Кира II одержало победу над мидийским
войском. Ахеменидская держава сменила Мидийскую.
Кир II подчинил:
страны, входившие ранее в состав Мидийской державы (Парфию, др.),
греческие города-государства Малой Азии, области в Средней Азии.
Кир сделал Вавилон одной из царских резиденций.
Кир основал столицу Пасаргады. Одним из центров оставил Экбатаны.
К концу VI в. до н. э. границы державы простирались:
от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе.
В 522 г. до н. э. царём державы стал Ахеменид Дарий I.
Дарий I провёл важные административно-финансовые, экономические, военные реформы, изменения в области права:
1) государство было разделено на административно-податные округа – сатрапии и на военные топархии;
Слайд 14
Культура Ахеменидского царства
2) создан большой центральный аппарат во
главе с царской канцелярией;
3) приведены к единообразию законы (образцом
являлись вавилонские);
4) введена единая для всей империи монетная единица – золотой дарик
(весом 8,4 грамма);
5) арамейский язык стал официальным в восточных сатрапиях и
применялся для общения между госуд. канцеляриями всей империи.
Релиигия имела много общего с зороастризмом, поклонялись и древним
богам.
Ахеменидская эпоха была временем активных взаимовлияний культур
народов Востока, чему способствовала, в частности, проводимая
Ахеменидами политика терпимости к местным культурным традициям.
Крушение Ахеменидской державы произошло в результате завоеваний
Александра Македонского, в 331 г. до н. э. Ахеменидское царство
стало частью империи Александра.
Слайд 15
Культура Ахеменидского царства
Искусство Ирана в ахеменидский период достигло
расцвета.
Это было придворное монументальное искусство, призванное символизировать могущество государства
и величие царской власти.
Искусство характеризовало внутреннее единство и своеобразие, несмотря на влияние на него и синтез иранских традиций с эламскими, ассирийскими, египетскими, греческими и другими.
Развитие получили:
1) архитектура дворцов (дворец в Персепо’ле, VI в. до н. э.),
гробниц (гробница Кира II в Пасаргадах, VI в. до н. э.),
(гробница Дария I в Накше Рустаме, VI в. до н. э.);
2) скульптурный рельеф
(скульптурные изображения царей, разных покорённых народов в гробницах в Накше Рустаме),
(рельефы во дворце в Персеполе);
3) художественное ремесло (цилиндрические печати и др.).
Слайд 16
Культура Парфии (III в. до н. э. –
III в.)
Усиление могущества парфян связано с распадом империи
Александра Македонского в середине III в до н. э. От эллинистического государства Селевкидов отпадают сатрапы Бактрии, Согдианы, Парфии, и в результате образуется самостоятельное Парфянское государство.
К I в. до н. э. Парфия достигает невиданного ранее могущества. Под её властью оказываются Мидия, Сузы, города Месопотамии и др.
Государственно-политические особенности Парфии
1. Во главе государства стоял царь, но царская власть рассматривалась как коллективное достояние рода Аршакидов. Наряду с родом Аршакидов важную роль играли ещё шесть знатных родов (как и в Ахеменидском государстве, где важную роль играли семь родов).
2. При царе существовало два совета. В состав одного входили его родственники, второго – жрецы-маги.
Слайд 17
Культура Парфии
3. Административная система имела сложный характер:
одна часть территории царства делилась на сатрапии;
другая
часть состояла из вассальных царств (Персида, Гиркания и др.).
4. Особое место в системе государственного управления занимали города, которые делились на несколько категорий:
греческие города-полисы,
древние месопотамские города,
«парфянские» города, находившиеся под полным контролем местной администрации.
Слайд 18
Культура Парфии
Экономическое развитие Парфии
I. Парфянская эпоха была временем
значительного экономического подъёма.
Широко развиты были:
1) ирригационное земледелие (с искусственным орошением),
2) ремёсла. Международное признание получили:
а) льняные ткани Борсиппы (в Вавилонии),
б) ковры из коренных парфянских областей,
в) «маргианское железо» (из Маргианы), оружие, доспехи из него.
II. Парфия участвовала в широкой международной торговле,
контролировала значительную часть «великого шёлкового пути»,
торговала с Римской империей, с Индией.
Слайд 19
Культура Парфии
Религии Парфии
В государстве существовал ряд религиозных систем.
Зороастризм,
по мнению учёных, в I в. занимал место официальной
государственной религии (так, символы зороастризма – в виде алтаря огня – появляются на монетах).
Падение Парфянского государства относится к 220-м годам.
Гибель государства стала результатом столкновений с Римом, стремившимся расширить свои границы, внутренних междуусобиц, восстаний (например, восстания, поднятого правителем Персиды в 223 г.).
Гибель государства Аршакидов воспринималась древними как переход власти над Востоком из рук парфян в руки персов – то есть восстановление той исторической ситуации, которая существовала до походов Александра Македонского.
Слайд 20
Культура Сасанидского государства
(III – VII вв.)
В 208
(или 209) году правитель Парса (одного из вассальных царств
Парфии) Папак из рода Сасана захватил царскую власть.
В 226 (или 227) году его сын Ардешир присоединил остальную территорию Парфии.
Возникла держава Сасанидов с 2-мя столицами:
1-ой – двойным городом на Тигре – Ктесифон-Селевкия,
2-ой – Истахр.
Религии Сасанидского государства
1. Зороастризм был государственной религией. В стране было возведено множество храмов Огня, в которых на каменном постаменте-алтаре в огромной латунной чаще помещали священный огонь.
2. Манихейство как новая религия возникло в III в.
Слайд 21
Культура Сасанидского государства
Основные положения манихейского учения:
1) в мире идет извечная борьба добра и
зла,
2) чтобы избавиться от власти дьявола, человек должен очиститься от элементов зла, а для этого – избавиться от власти материального начала.
3) истинный манихей должен был не иметь никакой собственности, семьи, жилища, отказаться от брака, вина, мяса и всех земных благ;
4) но так как столь строгий аскетизм был под силу немногим, члены манихейской церкви делились на «совершенных» – строгих аскетов и «внимающих» – живших обычной жизнью, но перед смертью принимавших посвящение в степень «совершенного».
Манихейство широко распространилось в Месопотамии, Иране, в
Римской империи.
Манихеи подвергались преследованиям и в Иране, и в Риме.
Слайд 22
Культура Сасанидского государства
3. Буддизм был издавна распространён
на восточных границах Сасанидского государства.
4. Христианство широко распространилось в
III – IV вв. среди сирийцев Месопотамии, а затем распространилось и среди персов.
Искусство
1. Литература
Была создана богатая литература (написанная на арамейском языке).
Известны: обработки древних легенд,
романы, исторические романы,
жанр «книг-советов» (с назидательными рассказами, правилами поведения,
трактаты об охоте, об уходе за лошадьми и др.
Слайд 23
Культура Сасанидского государства
2. Архитектура
Высокого развития достигла архитектура
дворцов и замков. Она оказала
влияние на зарождение византийского
стиля в VI в.
3. Скульптура
Высокое мастерство воплотилось в настенных и наскальных рельефах.
4. Развивалось прикладное искусство. Изготавливались серебряные вазы, сосуды с рельефными изображениями и многое другое.
Значительную роль в развитии культуры Ирана в IV – VII вв. сыграли
сирийцы-христиане:
существовала богатая литература на сирийском языке;
сирийцы переводили с греческого языка на сирийский, а с него на среднеперсидский сочинения по логике, философии, медицине и др.;
Сирийцы основали высшую богословскую школу в Нисибине, медицинскую академию в Гундишапуре – продолжавшие существовать и после арабского завоевания в VII веке.