Слайд 2
Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года
в селе Ишкулово Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Абзелиловского района
Республики Башкортостан, в семье лесосплавщика.
Слайд 3
С соседними сёлами Аскарово и Абзаково были связаны
годы его юности.
Аскарово
Абзаково
Слайд 4
Отец Ахмата – Фаткулла был грамотным человеком, еще
до революции окончил медресе, хорошо пел протяжные башкирские песни.
Слайд 5
Мать вела хозяйство, была прекрасной рассказчицей, знала много
сказок и легенд.
Слайд 6
В семье было семеро детей, Ахмат был старшим
сыном. Рисовать начал с пятого класса, когда ему поручили
оформлять стенгазету, и с тех пор с искусством он не расставался. Он обладал хорошим природным голосом, музыкальностью, играл на мандолине. Перед войной Ахмат даже был принят в оркестр народных инструментов Башкирской филармонии, выступил на радио, готовился к участию в Декаде башкирского искусства в Москве, но помешала война.
Слайд 7
В 1943 году, в трудное военное время он
пешком уходит в Магнитогорск и поступает учиться в ремесленное
училище на токаря, но мечта стать настоящим художником не оставляет его. Одновременно посещает изостудию при Дворце культуры металлургов.
Слайд 8
Ахмат Лутфуллин много учится. В 1945-1954 годы он
оканчивает Ленинградское архитектурно-художественное училище, Башкирское театрально-художественное училище и Государственный
художественный институт Литовской ССР.
Ленинградское архитектурно-художественное училище
Башкирское театрально-художественное училище
Государственный художественный институт Литовской ССР
Слайд 9
В годы учебы в Уфе его наставниками были
живописцы Александр Тюлькин и Борис Лалетин.
Александр Тюлькин
Слайд 10
В те годы практически не было глубоких традиций
башкирской художественной школы, поскольку изображать на рисунке людей и
животных запрещалось исламом. Художнику пришлось пройти сложный путь творческих поисков, чтобы понять и выразить в своих работах дух, атмосферу жизни, образы башкирского народа. Ему понадобились годы внимательного изучения опыта старых мастеров. С особым упорством Ахмат изучал портретную живопись Ханса Мемлинга — нидерландского художника XIV века и творчество армянского художника Минаса Аветисяна. Глубокий интерес вызвало у него искусство древнерусской иконописи. Надо все это было переплавить и связать с собственными творческими идеями и замыслами.
Ханс Мемлинг- нидерландский художник XIV века
Армянский художник Минас Аветисян
Слайд 11
После завершения учебы в Литве художник вернулся в
родной аул и начал много работать. Он создает портретные
и пейзажные этюды «Портрет матери», «Натюрморт с картинкой», «Башкир-крестьянин» и другие. В 1957 году в Уфе состоялась его первая песональная выставка, где Ахмат Лутфуллин заявил о себе как о серьезном мастере, работающим над национальной темой. Уже в первых работах ярко выражено стремление художника передать на холсте лучшие черты башкирского народа и богатство внутреннего мира современников. Постепенно портретная тема становится ведущей в творчестве мастера.
«Портрет матери»
Слайд 12
Художник активно участвует в многочисленных выставках международного, всероссийского
и республиканского значения. В 60-70-х годах Ахмат Лутфуллин создает
полотна «Три женщины», «Праздник в ауле. 30-е годы»
«Три женщины» 1969 г.
«Праздник в ауле. 30-е годы»
Слайд 13
Картины «Прощание» и «Ожидание», вошли в золотой фонд
советского изобразительного искусства.
Слайд 14
За его конкретными персонажами стоит судьба всего народа,
глубинные основы его бытия. Величие Ахмата Лутфуллина как художника
и состоит в том, что он на своих холстах емко, и одновременно предельно просто, смог выразить обобщенный образ представителей своего народа. Яркое, искреннее, правдивое искусство Лутфуллина покоряет прежде всего национальным своеобразием.
Слайд 15
Лутфуллин – художник истинно башкирский не только по
рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к
родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чувствовать своеобразие и красоту его быта, характера и традиций.
Слайд 16
В 1977 году состоялась творческая поездка Ахмата Лутфуллина
во Францию. В том же году прошла персональная выставка
его работ в Москве. Позже художник совершает творческую поездку во Вьетнам.
Слайд 17
В 1966 году Лутфуллин А.Ф. удостоен почетного звания
«Заслуженный художник БАССР». За участие в III республиканской выставке
«Советская Россия» в 1967 году он награждается дипломом Совета Министров РСФСР. За творческие достижения дважды удостаивается Почетной грамоты Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР, Почетной грамоты ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный художник РСФСР», «Народный художник РСФСР» и «Народный художник СССР».
Слайд 18
Ахмат Лутфуллин избирается действительным членом Академии художеств России
и почетным членом Академии наук Башкортостана. Его персональные выставки
с огромным успехом проходят в Уфе, Казани, Магнитогорске и Москве. Он участник многих международных, всесоюзных, всероссийских и зональных выставок. В 1982 году художник стал лауреатом Республиканской государственной премии имени С. Юлаева, в 2004 году – лауреатом премии имени Кима Ахмедьянова.
Слайд 19
В целом с именем Ахмата Лутфуллина прочно связано
развитие башкирской живописи на всем протяжении второй половины ХХ
века. Обладая самокритичностью и требовательностью, опираясь на лучшие традиции мирового искусства, художник смог создать собственную манеру живописи, воплотившую истоки его философских и поэтических исканий.
Слайд 20
Популярность Ахмата Лутфуллина очевидна: множество произведений художника
хранится в запасниках Третьяковской галереи в Москве, в Русском
музее Санкт-Петербурга, Башкирском художественном музее имени М.Нестерова, других музеях страны и в частных коллекциях.
Слайд 21
Однажды в конце 1960-х годов прошлого века произошла
встреча и беседа Ахмата Лутфуллина с президентом Академии художеств
СССР Николаем Томским, который определил творческий талант башкирского художника как заметное явление в отечественном искусстве. На его вопрос: «Что для вас значит искусство?» Ахмат Фаткуллович ответил лаконично: «Главную свою задачу в искусстве я понимаю просто: писать правду!».
Президент Академии художеств СССР
Николай Томский
Слайд 22
Ахмат Лутфуллин дружил и общался со многими известными
современниками. Поэт Мустай Карим писал: «…Мне дорога живопись Ахмата.
Если говорить на языке крестьян, по своим истокам он «парень из моего аула». Мне нравится трудолюбие Лутфуллина, его образ жизни, умение общаться с людьми. Он не боится быть обманутым, попасть впросак. А художник в самом широком смысле и должен жить без оглядки. Особенно меня в нем притягивает его безграничная доверчивость, доверчивость – проявление мужества. Из личных качеств тоже складывается творчество. Искусство обладает удивительным свойством. Иногда смотришь на картину и видишь – человек бежит, а движения нет, он стоит – движение есть. И я вижу, что в произведениях Ахмата Лутфуллина изображена жизнь без прикрас и выдумок, такой, какой ее и обязан показывать настоящий художник. И в каждой работе – очертание его сердца».
Слайд 23
В жизни Ахмат Фаткуллович был очень скромным человеком,
предпочитал больше слушать, чем говорить, обладал глубокими познаниями во
многих областях, тонким остроумием. Круг его интересов был широк и многообразен. Как художник он, конечно, был очень наблюдательным. Его внимательный взор, казалось, пронизывает собеседника насквозь. Совсем немного не дожил он до своего 80-летия. Ахмат Фаткуллович Лутфуллин покинул этот мир 10 июля 2007 года и похоронен в родном селе.
Слайд 24
С 2008 года средняя школа в селе Абзаково
Белорецкого района носит имя выдающегося земляка. В августе 2011
года на здании школы установлена мемориальная доска. Одна из улиц в поселке Нагаево Октябрьского района города Уфы с недавних пор носит имя Ахмата Лутфуллина. На доме № 7/1 по улице Аксакова в Уфе, где художник жил долгие годы, установлена мемориальная доска с барельефом.