Слайд 2
Цели:
Фреска её «новое» воплощение в римском искусстве.
Ответить на вопрос: -«Победившие время»- можно ли применить это
выражение к древнеримским фрескам?
Задачи:
Записать что такое фреска.
Вспомнить какая была фреска в разных культурах.
Ещё раз вспомнить, какая бывает живопись по технике исполнения.
Разобрать стили и особенности композиции фресок.
Выполнить творческое задание.
Слайд 3
Фре́ска (от итал. — свежий) — живопись по
сырой штукатурке.
Используя минеральные краски, древние художники писали по
не высохшей штукатурке.
Фресковая живопись украшала не только храмы, но и жилые дома.
В засыпанной лавой Помпеи сохранились настенные фрески светского характера
Слайд 5
СЛОВАРИК
Инкрустация- от лат. покрываю слоем
Изображение или орнамент из
пластинок различного материала, которые врезаются в поверхность. В живописи-
это имитация различного материала.
Канделябр- декоративная подставка для свечей.
Энкаустика- (от др.-греч. -[искусство] выжигания) — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название).
Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок.
В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.
Слайд 6
Моза́ика -( от лат. (opus) musivum — (произведение)
— декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого
подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов
Словарик
Слайд 7
Начиная со 2 века д.н.э, когда Рим завоевал
Грецию, тысячи скульптур, картин, мозаичных панно, предметов декоративного творчества
вывозят в Рим.
Слайд 8
Поэтому древнеримская живопись прежде всего интересна для нас
тем, что она дает некоторое представление о великой живописи
Древней Греции. Но это не исключает ее собственных высоких художественных достоинств.
это фрески на Эсквилине ( Холм в Риме) с изображением батальных сцен
Слайд 9
Древний город Помпеи, расположенный на берегу Неаполитанского залива,
у подножия вулкана Везувий, был основан местными италийскими племенами
осков, которых позднее (в 5 в. до н.э.) подчинили самниты.
Слайд 10
В 63 г. н.э. город пережил сильное землетрясение
и лишь начал отстраиваться заново, когда новая катастрофа прервала
его жизнь навсегда. 24 августа 79 г.
Помпеи, а вместе с ними два соседних городка – Стабии и Геркуланум – погибли в результате страшного извержения вулкана Везувий.
Слайд 11
Лишь в конце 17 столетия древний город был
случайно обнаружен при постройке водопровода. Систематические раскопки начались в
18 в.
Первые же находки вызвали восторженное изумление всей Европы.
В начале 19 в. большая часть города была освобождена из-под многометрового слоя окаменевшего вулканического пепла
Слайд 12
Археологи увидели почти не тронутые временем форум (главную
площадь), храмы, театры, рынки, таверны, термы (бани), гимнастические залы
и гладиаторскую школу, а также множество мастерских, скромных жилых домов и роскошных вилл.
Эти памятники подробно и достоверно рассказали о жизни богатого провинциального города римской империи.
Слайд 13
За свою многовековую историю город пережил влияние греков
и этрусков, отчаянно боролся с натиском римлян, но всё
же был ими покорён в начале 3 в. до н. э.
Слайд 15
Помпейские улицы были вымощены плитами из застывшей лавы.
Две главные улицы, одна из которых шла с севера
на юг, а другая – с запада на восток, пересекались под прямым углом.
Остальные улицы были проложены параллельно главным, разделяя весь город на девять районов-кварталов правильной прямоугольной формы.
© Т.В. Ильина, 2010.
Слайд 17
Постепенно Помпеи превратились в богатый провинциальный город Римской
империи.
Удобренная вулканическим пеплом земля
была необычайно плодородна, и город
утопал в садах.
Здесь процветала торговля,
а состоятельные римляне, желавшие отдохнуть от
столичного шума, охотно строили в Помпеях свои виллы.
Слайд 18
В римской настенной живописи II в. до
н.э. — I в. н.э. принято различать четыре декоративных
стиля, которые именуют помпеянскими, потому что впервые такие росписи в технике фрески и энкаустики были открыты при раскопках в Помпеях.
Слайд 19
Классификация стилей
Первый – инкрустационный – стиль развивался в
пер. со 2 в. до н.э. – до 80
г. до н.э.;
второй – архитектурно-перспективный – с 80 по 13 гг. до н.э.;
третий – орнаментальный(канделябрный) – с конца 1 в. до н.э. по начало 1 в. н.э.;
четвертый стиль-декоративно-архитектурный – во второй половине 1 в. н.э.
Слайд 20
Стиль I называют инкрустационным ( II в. до
н.э.)
Он подражал облицовке стен.
Витрувий описывает его следующим образом: «Древние
мастера, которые положили начало художественным облицовкам, первоначально стали подражать пестроцветным сортам мрамора и расположениям его плит, а затем различным комбинациям чередований карнизов и клинов, окрашенных охрой».
Слайд 22
Стиль II — архитектурно-перспективный (80–30-е гг. до н.э.).
Он
стремится с помощью перспективных эффектов как бы раздвинуть, расширить
помещение, открывая вдруг сады, фантастические пейзажи, большие многофигурные композиции.
Слайд 32
Стиль III именуется орнаментальным (30-е гг. до н.э.
— 50-е гг. н.э.), так как его композиции подчеркнуто
плоскостны, изящны, несколько холодноваты и декоративны.
Слайд 37
IV стиль — декоративно-архитектурный (50–79 гг. н.э.), примыкающий
к стилю II.
Он отличается изысканностью, грациозной причудливостью, богатством
убранства, применением перспективно изображенных прихотливых фантастических архитектурных мотивов
Слайд 38
Одна из особенностей стиля IV состоит в том,
что в роспись включались оригиналы великих греческих живописцев или
их копии.
Слайд 60
Путешественники со всех концов света устремились в Помпеи.
Среди них был и русский художник Карл Павлович Брюллов,
написавший после знакомства с древним городом свою знаменитую картину.
Раскопки в Помпеях продолжаются и сегодня, и каждый год приносит новые открытия.