Слайд 2
«Автопортрет» 1879 года — один из
самых ранних
в творческой истории
Сурикова. Портрет доносит до нас
облик
художника в период начала
работы над «Утром стрелецкой казни».
Таким узнала и запомнила Сурикова
дочь П.М. Третьякова Вера Павловна,
в замужестве Зилоти: «Родом он был
из Красноярска, „почти якут“, по его
собственному выражению, и наружность
у него была, мне кажется, типичная
для того сибирского края: небольшой,
плотный, с широко вздернутым носом,
темными глазами, такими же прямыми
волосами, торчащими над красивым
лбом, с прелестной улыбкой, с мягким
звучным голосом. Умный-умный, со
скрытой, тонкой сибирской хитрецой,
он был неуклюжим молодым медведем,
могущим быть, казалось, и страшным,
и невероятно нежным. Минутами он
был прямо обворожительным»
Слайд 3
Картина «Боярыня Морозова» посвящена расколу в русской православной
церкви,
произошедшему в середине XVII столетия.
В монументальном полотне
Суриков соединил размах художественного замысла со
сложным построением композиции, пленэрными изысканиями, декоративностью и с
высочайшим уровнем технического исполнения.
Слайд 7
Работа над картиной, посвященной предводителю народного восстания, велась
долгие
годы. И хотя полотно «Степан Разин» было написано
в 1906 году, Суриков продолжал
искать тот единственный образ Разина, который соответствовал бы его живописному
видению бунтарского предводителя. В 1909 году художник пишет в одном из своих
писем: «Относительно „Разина“ скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю
тип Разина. Я ездил в Сибирь на родину, и там нашел осуществление мечты о нем». На
небольшом по размерам рисунке тушью — эпическое изображение вождя крестьянской
войны. Но его образ так и не получил однозначности.
Слайд 8
В восстании стрельцов Суриков увидел прямую связь с
мятежными духом русского народа.
Народ стал главным героем картины.
«Я не понимаю действия отдельных исторических лиц,
— говорил художник, — без народа, без толпы».
Суриков был первым художником, показавшим, что основной действующей силой истории
являются народные массы.
Слайд 11
В картине раскрыта
трагическая и
зловещая фигура
Петровского
временщика.
Доверенное лицо и
любимец Петра I,
светлейший князь
Ижорский после
смерти своего
Покровителя
забрал всю
Полноту
государственной
власти в свои руки.
Но вскоре в
перипетиях
придворных
интриг
Александр
Данилович
претерпел
страшное
крушение. Он был разжалован, огромное его имущество конфисковано, а сам он с семьей
отправлен на вечную ссылку в Тобольскую губернию — в Березово. По пути к месту
сибирского изгнания, в Казани, умерла его жена. В ссылке умирает и его старшая дочь Мария.
Меншиков кажется огромным в низкой и тесной избе. Он погружен в безрадостные раздумья.
Словно проносится перед ним его прошлое, в котором теперь уже ничего нельзя исправить.
Слайд 12
На картине изображена битва на Иртыше казацкой дружины
под воеводством Ермака с
сибирскими татарами.
Илья Репин писал
по поводу «Ермака»: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче,
что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок,
рисунка».
.