Слайд 2
Самым сложным в фотографии, как в живописи и
рисунке, является портрет человека.
Но можно ли назвать настоящими портретами
дурашливые позы и глупые физиономии на многих снимках?
Слайд 3
Что же тогда может считаться фотопортретом? Фотоснимки для
паспорта, где с трудом узнаешь себя из -
за закаменелой напряженности и пустоты взгляда?
Слайд 4
А может быть портрет – это когда мы,
прихорошившись, встаем перед камерой в заранее приготовленные позы с
заготовленной улыбкой, говорящей «Посмотрите как я хороша (или хорош)»?
Какие мы на снимке – какие есть или хотим казаться?
Слайд 5
Каждый человек интересен своей неповторимостью и индивидуальностью. Задача
фотографа запечатлеть эту индивидуальность, выхватив среди множества, то мгновенное
выражение лица, которое раскрывает его суть и характер.
Ю.Карш Пабло Пикассо
Ю.Карш Грейс Келли
Слайд 6
Хороший фотопортрет, позволяет зрителю увидеть в чертах
конкретной личности образ-тип человека определенной социальной категории. Такой фотопортрет
показывает типическое через индивидуальное, раскрывает за внешним внутреннее.
Слайд 7
Различие изобразительного языка фотографии и живописи наиболее явственно
проступает в портрете.
З.Серебрякова. Автопортрет
Слайд 8
В фотопортрете видна его абсолютная привязанность к конкретному
персонажу, а на картине он всегда плод образной трактовки
и воображения художника.
Слайд 9
Однако мастерство оператора может добавить к документальности снимка
его художническое видение и превратить фотографию из бесстрастного фиксатора
в произведение искусства.
Ю.Карш. Фидель Кастро.
Georges Dambier. Стравинский
Слайд 10
В практике фотографирования различают фотопортреты: репортажный, исключающий инсценировку,
и поставленный (то есть режиссерски подготовленный).
Слайд 11
Постановочный портрет
В постановочном портрете оператор выбирает
позу и костюм модели, антураж, фон.
Слайд 12
Важнейшим творческим средством в создании фотопортрета является свет.
С помощью света становится видимой любая морщинка или, наоборот, исчезает, подчеркивается контраст форм, блеск глаз или они тонут в тени. Все зависит от задачи которую ставит перед собой фотограф.
Слайд 13
Виды освещения
Рисующий свет характеризуется общей
контрастностью снимка, жесткими свето-теневыми переходами, а также высокой детализацией.
Во время съемки на улице, в роли рисующего света зачастую выступает солнечный свет. Также источниками могут быть отражатель или зеркало.
Слайд 14
Заполняющий свет мягкий, пластичный и сохраняет детали, как
в светлых, так и в темных участках снимка. Такой
свет создает облачное небо, светлые поверхности, находящиеся вокруг объекта: белый отражатель, светлая стена, даже песок на пляже.
Слайд 15
Контровой свет отлично работает на объем. Он добавляет изображению
глубины, отделяет предмет съемки от заднего фона, четко очерчивая
силуэт. Его можно получить, снимая на закате или рассвете, когда солнце или другой источник находится за объектом.
Слайд 16
Если вы снимаете на улице и солнце
расположено за спиной того, кого вы снимаете – включите режим
вспышки. Это поможет подсветить теневые стороны объекта. Если свет за спиной фотографа – кадры получаются «плоскими». Желательно, чтобы объект был освещен под углом 45 градусов.
Слайд 17
Фон – очень важная деталь при портретной съемке.
Он способен более ярко отобразить характер и образ модели.
Слайд 18
Именно глаза во все времена считались зеркалом души.
Взгляд играет практически ключевую роль в портретной съемке.
Вы можете
попросить модель посмотреть куда – то в сторону, что создаст очень сильный эффект.
Слайд 19
Во время съемки, многие люди чувствует себя немного
скованно и неуверенно. Попросите модель рассказать что – нибудь,
посмешите ее, наполните настоящими эмоциями и переживаниями.
Именно настоящие эмоции как нельзя лучше покажут характер и внутренний мир человека.
Слайд 20
Обязательно меняйте ракурс, что бы фотография не выглядела
скучно и уныло.
Слайд 21
Репортажный портрет
Репортажная съемка отличается тем, что
оператор ищет для этого момент, не подготавливая к нему
человека.
Слайд 22
Репортажная съемка позволяет увидеть человека во всем многообразии
и неподдельности его жизни. Это портрет без прикрас.
Слайд 23
Ценность снимка зависит не от цены фотоаппарата, а
от точного выбора натуры и умения ее грамотно снять.
Слайд 24
Вопросы
Где больше художественного обобщения и фантазии – на
фотоснимке или картине?
Ю. Ракша Автопортрет
Слайд 25
В чем различие и общность репортажного и постановочного
фотопортрета?
Слайд 26
Какие выразительные средства художественного творчества есть у оператора?
Слайд 27
Проектно – съемочный практикум «От фотозабавы к
фототворчеству»
Съемка постановочного портрета
(серия из 3-5 снимков), в которой следует проявить стремление к передаче характера и состояния модели.
Используйте для этого все приобретенные навыки и знания операторской грамоты. В особенности проявите внимание к освещению, подбору антуража и фона.