Слайд 2
Собор Святого Петра в Ватикане
Собор Святого Петра (лат.
Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro; Базилика
Святого Петра) — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви.
Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Бернини, Микеланджело.
Вместимость около 60 000 человек.
Слайд 3
Белый шатер, сияющий в синем небе Рима —
купол собора Святого Петра, главного храма католического мира. Храма,
которому уже более пяти веков…
Слайд 4
Собор Святого Петра расположен к западу от центра
Рима, на территории суверенного государства Ватикан. На месте нынешнего
собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора.
После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра.
Слайд 5
План собора св. Петра в Риме
Архитектор Браманте
План собора
св. Петра в Риме после перестройки
Слайд 6
После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, перепроектировавшему
церковь в виде креста латинского.
Затем строительство собора возглавил
Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти.
Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх.
Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора.
Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два.
В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.
Слайд 7
Но на этом история не закончилась. В начале
XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно
удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.
18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.
Слайд 8
Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих,
стекающихся к собору, чтобы получить папское благословение или принять
участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656 — 1667 годах площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Также он создал великолепное внутреннее убранство и знаменитую сень над могилой апостола, чье имя носит собор.
Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также его творение.
Слайд 10
Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов
Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от
Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны — Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой “yobel”, откуда и произошло слово “юбилей”. Святая дверь замурована бетоном.
Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается — и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.
Слайд 11
Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх, словно
поднятое ветром легкое полотнище.
Слайд 16
По фризу купола и далее по фризу всей
церкви идет мозаичная надпись по-гречески и на латыни со
словами Христа: “Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.
Слайд 17
Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м
и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных
столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини.
Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.
В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.
Слайд 19
Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими
огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй,
алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором святого Петра.
Слайд 23
В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами.
Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может
только папа римский. Неподалеку расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.
Слайд 24
До 1990 года собор Святого Петра в Риме
являлся самым большим христианским храмом в мире (в 1990
году его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот’д Ивуар — бывший Берег Слоновой Кости). Размеры собора потрясают. Он занимает площадь в 22067 квадратных метров. Высота собора составляет 133 метра, длина с портиком — 211,5 метра.
Впрочем, крупнейшая в мире христианская церковь — та самая базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро — возведена по образцу Собора Святого Петра.
Слайд 25
Вид со стороны собора на площадь
Слайд 28
Собор Святого Петра стал символом могущества католической церкви.
Но также стал и образцом, чьи черты узнаваемы во
всех крупных храмовых всех постройках христианских стран последующих столетий.
Слайд 29
Список источников:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=747
http://vaticanstate.ru/sobor-svyatogo-petra/
http://www.rivitalia.com/content/sobor-svyatogo-petra-v-vatikane-basilica-d http://www.arstudia.ru/building/