Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по МХК для 10 класса Мир византийской культуры

Содержание

На берегу Босфора римским императором Константином в 342 – 330 г.г. был возведён Константинополь – «новый Рим», столица Византийского государства. Больше тысячи лет Византия была связующим звеном между Востоком и Западом. Зародившись на закате
Мир византийской культуры На берегу Босфора римским императором Константином в 342 – 330 Византия стала могущественной державой, империей «ромеев» (наследников Рима) – так называли себя Переход от Античности к Средневековью вызвал существенные изменения в культуре. Центром Космоса Византийская архитектура прошла в своём развитии четыре основных этапа:раннехристианский период (так называемой В византийской архитектуре органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Строятся дворцы, Главным типом храма в раннехристианский период были базилики, которые отличались внешней строгостью Базилика - ( «дом базилевса, царский дом») — тип строения прямоугольной формы, которое состоит Базилика Сан-Виталев Равенне. Италия.548 г.Особое значение в ранневизантийский период приобретает купол Позднее, в средневизантийский период, наибольшее распространение получил тип крестово-купольного храма - квадратное Собор Святого Марка— кафедральный собор Венеции, представляющий собой редкий пример византийской архитектуры Ая-Ирена (в переводе - святой мир)— это один из самых старых сохранившихся Уникальной особенностью церкви святой Ирины считается её феноменальная акустика — в стены Строительство собора Святой Софии было начато во времена Юстиниана, пришедшего в 527 Местом для строительства собора был выбран холм с таким расчётом, чтобы собор После захвата Константинополя османами под предводительством Мехмеда II, Софийский собор был обращён в мечеть, Византийская мозаика, украшающая интерьер храма, великолепно сохранилась, т.к. Мехмед II приказал её замазать известью. Излюбленной техникой монументальной живописи Византии была мозаика. Если в античности мозаикой украшали Базилика Сан-Витале выделяется совершенством своих мозаик, которые не имеют себе равных за пределами Константинополя. К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и Икона Богоматерь на троне со свв. Федором и Георгием Христос Пантократор из Синайского монастыря. сер. VI в.энкаустикаСамая важная по содержанию и самая     Икона «Владимирская Богоматерь» – это  выдающееся произведение византийского искусства. Характерные черты византийского искусства:Синтез античной и восточной культур. Главную роль начинают играть
Слайды презентации

Слайд 2 На берегу Босфора римским императором Константином

На берегу Босфора римским императором Константином в 342 – 330

в 342 – 330 г.г. был возведён Константинополь –

«новый Рим», столица Византийского государства.

Больше тысячи лет Византия была связующим звеном между Востоком и Западом. Зародившись на закате Античности, она просуществовала вплоть до окончания европейского Средневековья.  Официально годом «рождения» Византии считается 395 год, когда Римская империя разделилась на две части – западную и восточную со столицей в Константинополе. Восточная Римская империя просуществовала до 1453 года, пав под натиском османов.


Слайд 3 Византия стала могущественной державой, империей «ромеев» (наследников Рима)

Византия стала могущественной державой, империей «ромеев» (наследников Рима) – так называли

– так называли себя её жители.
Являясь продолжением богатейшей

культуры Античности, византийская культура развивалась, впитывая в себя культуры многих народов. От Египта она унаследовала художественную роспись тканей, мастерство резьбы по кости и дереву, от Передней Азии – тип купольной базилики, у персов переняла придворный церемониал, из Палестины привезла святые реликвии христианской веры. И всё-таки Византии суждено было оставить собственный след в истории мировой художественной культуры.

Слайд 4 Переход от Античности к Средневековью вызвал существенные изменения

Переход от Античности к Средневековью вызвал существенные изменения в культуре. Центром

в культуре. Центром Космоса становится уже не человек, а

его духовная жизнь. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности византийского искусства ярко проявились в архитектуре.

Слайд 5 Византийская архитектура прошла в своём развитии четыре основных

Византийская архитектура прошла в своём развитии четыре основных этапа:раннехристианский период (так

этапа:


раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века);

ранневизантийский (V

- VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;

средневизантийский (VIII - XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;

поздневизантийский (XIII - XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.


Слайд 6 В византийской архитектуре органично совмещались элементы античного и

В византийской архитектуре органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Строятся

восточного зодчества. Строятся дворцы, ипподромы, триумфальные арки и различные

инженерные сооружения. Но главным архитектурным сооружением был храм, призванный укреплять авторитет государства и церкви. Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к духовным ценностям. Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства храма.

Слайд 7 Главным типом храма в раннехристианский период были базилики,

Главным типом храма в раннехристианский период были базилики, которые отличались внешней

которые отличались внешней строгостью и отсутствием декора при утончённой

декоративности и пышной зрелищности внутренней отделки.  
Излюбленным строительным материалом была плинфа, крупный и плоский обожжённый кирпич. 

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе.
г. Равенна. Италия


Слайд 8 Базилика - ( «дом базилевса, царский дом») — тип строения

Базилика - ( «дом базилевса, царский дом») — тип строения прямоугольной формы, которое

прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3
или

5) различных по высоте нефов.
Неф - (от лат. корабль) — вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн, отделяющих его от соседних нефов.


Слайд 9

Базилика
Сан-Витале
в Равенне.
Италия.
548 г.

Особое значение в

Базилика Сан-Виталев Равенне. Италия.548 г.Особое значение в ранневизантийский период приобретает

ранневизантийский период приобретает купол на четырех или восьми опорах,

так называемый простой центрический тип.

Слайд 10 Позднее, в средневизантийский период, наибольшее распространение получил тип

Позднее, в средневизантийский период, наибольшее распространение получил тип крестово-купольного храма -

крестово-купольного храма - квадратное в плане здание, в центральной

части которого находились четыре столба, поддерживающие купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест.

Слайд 11 Собор Святого Марка— кафедральный собор Венеции, представляющий собой

Собор Святого Марка— кафедральный собор Венеции, представляющий собой редкий пример византийской

редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Собор, украшенный

многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. 

Собор Сан Марко
в Венеции
(Х-ХI вв.)


Слайд 13 Ая-Ирена (в переводе - святой мир)— это один

Ая-Ирена (в переводе - святой мир)— это один из самых старых

из самых старых сохранившихся храмов византийского периода. Церковь была украшена

традиционными византийскими мозаиками, но те, как и многие другие храмовые изображения, пали жертвой иконоборцев в VIII веке. Иконоборцы отрицали традиционные религиозные рисунки, заменяя их на простые кресты.

Ая-Ирена
(церковь Святой
Ирины)
Стамбул


Слайд 14 Уникальной особенностью церкви святой Ирины считается её феноменальная

Уникальной особенностью церкви святой Ирины считается её феноменальная акустика — в

акустика — в стены храма вмурованы специальные «голосники», кувшины-резонаторы.

Именно поэтому в наши дни Ая-Ирена нередко используется для проведения особенно значимых концертов.

Слайд 15 Строительство собора Святой Софии было начато во времена

Строительство собора Святой Софии было начато во времена Юстиниана, пришедшего в

Юстиниана, пришедшего в 527 году к власти. На протяжении

пяти лет, около десяти тысяч рабочих в каторжных условиях возводили его. В основе строительства храма использовался кирпич, а для отделочных работ был использован дорогостоящий материал: жемчуг, золото, серебро, поделочный камень, слоновая кость, драгоценные камни.

Айя София
(собор Святой
Софии)
Г. Стамбул.
Турция


Слайд 16 Местом для строительства собора был выбран холм с

Местом для строительства собора был выбран холм с таким расчётом, чтобы

таким расчётом, чтобы собор своим расположением был заметен на

общем, городском фоне. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших 
архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского.

Слайд 17

«Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он 
казался исключительным, для слышавших о нём  совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других 
строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с 
него можно видеть весь город, как на ладони».

Прокопий Кесарийский, 
современник 
строительства,описывая 
Постройки
императора
Юстиниана, восторженно
описывает 
собор 
Святой Софии:


Слайд 18 После захвата Константинополя османами под предводительством Мехмеда II, Софийский собор

После захвата Константинополя османами под предводительством Мехмеда II, Софийский собор был обращён в

был обращён в мечеть, а в 1935г. он приобрёл статус музея. Официальное

название памятника на сегодняшний день музей Айя-Софья.
 

Слайд 20
Византийская мозаика, украшающая интерьер храма, великолепно сохранилась,

Византийская мозаика, украшающая интерьер храма, великолепно сохранилась, т.к. Мехмед II приказал её замазать известью.

т.к. Мехмед II приказал её замазать известью.


Слайд 22 Излюбленной техникой монументальной живописи Византии была мозаика. Если

Излюбленной техникой монументальной живописи Византии была мозаика. Если в античности мозаикой

в античности мозаикой украшали обычно пол здания, то в

Византии стали ею украшать стены. Кубики смальты, стекловидной массы, окрашенной окисью металлов в разные цвета, а затем подвергшиеся обжигу, составляли яркие композиции. Кубики отличались по размеру и форме друг от друга, поэтому поверхность не была идеально гладкой. Неровная поверхность подчеркивала оттенок цвета, создавала мерцание тона. Первоначально мозаика была, в основном, орнаментальная, в ней использовались христианские символы: виноград, лоза - символы крови Христа, павлин - символ вечной жизни.

Слайд 23 Базилика Сан-Витале выделяется совершенством своих мозаик, которые не

Базилика Сан-Витале выделяется совершенством своих мозаик, которые не имеют себе равных за пределами Константинополя.

имеют себе равных за пределами Константинополя.


Слайд 25 К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается

мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и

раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам от неё даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду — апостолов.

Слайд 27 Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались

менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства

—фреска, иконопись,  книжная миниатюра, литература.
Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе.

«Свв. Сергий и Вакх», VI в.
Киев.
Музей западного и восточного искусства. 


Слайд 28 Икона "Апостол Пётр", похожа на портрет реального человека

Икона

с индивидуальными чертами лица. Архитектурный фон за его спиной,

углубляющийся в правильной перспективе, создаёт иллюзию совершенно конкретного пространства. Иконография этой иконы весьма свободная, в ней ещё просматривается наследие античного стиля.

«Апостол Пётр»
из монастыря св. Екатерины на Синае


Слайд 29 Богоматерь на троне со свв. Федором и Георгием",

Богоматерь на троне со свв. Федором и Георгием

Энкаустическая икона VI-VII вв.
Синай

Изображения ангелов, живых, эмоциональных, с красивыми

чувственными обликами очень похожи на античные фигуры.
Но строгость фигуры Марии, окутанной тёмными одеждами, подчеркивает её христианскую отстранённость от мирской суеты.
Изображения Фёдора и Георгия, почти бесплотные, исполнены духовной сосредоточенности. 

Слайд 30 Христос Пантократор из Синайского монастыря. сер. VI в.
энкаустика
Самая важная

Христос Пантократор из Синайского монастыря. сер. VI в.энкаустикаСамая важная по содержанию и

по содержанию и самая прекрасная по исполнению из ранних

икон – это "Христос Пантократор", благословляющий правой рукой и держащий Евангелие в левой. Именно такой образ будет играть ключевую роль во всём византийском искусстве. В этом образе Христа мы встречаемся с важнейшими отличительными чертами византийской
иконописи : появляется особая иконная гладкость, менее заметными становятся мазки, свет лежит столь идеально, что создаёт особое излучение. Образ утрачивает эллинистическую чувственность и римскую натуралистичность. 


Слайд 31    
Икона «Владимирская Богоматерь»
– это

    Икона «Владимирская Богоматерь» – это выдающееся произведение византийского искусства.

выдающееся произведение византийского искусства. На Русь икона попала из

Византии в начале XII века как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. 
Иконографический тип иконы «Владимирская Богоматерь» - «Умиление» или Елеуса (с греч.— милующая). Редкая тонкость исполнения, богатство колорита (все оттенки коричневого, золотого и красного) говорят о руке выдающегося мастера константинопольской школы.  Лицо Богоматери с чистым овалом, тонким носом и большими миндалевидными глазами проникнуто нежностью и подлинным человеческим страданием. 

  • Имя файла: prezentatsiya-po-mhk-dlya-10-klassa-mir-vizantiyskoy-kultury.pptx
  • Количество просмотров: 200
  • Количество скачиваний: 2