Слайд 2
Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия,
но они похожи, потому что иконописцы работали в каноне
Слайд 3
Требования канона
Православная икона пишется на специально подготовленной доске
с углублением и выделяющимися краями. Доску покрывают паволокой, на
которую наносится слоями грунт – левкас.
По левкасу сначала наносится контур, а после мастером, взявшим заказ икон и благословение от священника, пишется образ темперой, краской на яичном желтке.
Слайд 4
Мастера сквозь столетия учились у друг друга через
прориси
(кальки с контурами лика)
Слайд 5
Определенная последовательность нанесения красочного слоя
Слайд 6
Краска наносилась очень жидкой, чтобы оттенки плавно перетекали
друг в друга
В последнюю очередь добавлялись, так называемые, пробела,
чтобы оживить образ нанесением света и теней.
Слайд 7
Каждая икона состоит из четырех основных частей —
слоев.
Первый слой — щит из деревянной доски (или
кусок холста) — является ее основой.
Второй слой — грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем.
Третий слой — живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии или на искусственной — казеиново-масляной или поливинилацетатной.
Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).
Слайд 8
Икона — это окно в священный (сакральный) мир
Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при
которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения
Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.
Слайд 9
Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор
из мира дольнего в иной мир.
Икона есть видимое
невидимого.
Икона - это окно в горний мир Духа
Слайд 10
Символы иконописи
Высокий лоб означает мудрость и глубокомыслие;
большие
глаза — проникновение в божественные тайны;
тонкие губы —
аскетизм;
удлиненные пальцы — духовное благородство и чистоту деяний;
наклон головы — внимание к Божественному внушению, голосу Божьему;
чуть склоненная фигура — покорность воле Божией.
Слайд 11
Именословное перстосложение
С таким жестом обычно изображают на иконах
Иисуса Христа.
Каждый палец при этом изображает букву греческого алфавита,
что и составляет монограмму имени Иисуса Христа — IС ХС (указательный палец вытянутый, что составляет литеру I, средний слегка согнут и похож на литеру C, большой палец скрещивается с безымянным и получается литера X, мизинец слегка согнут и похож на литеру C. IC XC — Иисус Христос).
Слайд 12
Символика цвета
Цвет в иконе символичен. Он предопределен и
лишен произвола.
В иконах мы встречаем три основных цвета:
красный, синий и зеленый.
Слайд 13
Красный — это цвет земной, цвет крови и
жертвы, но в то же время и цвет царский.
Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Слайд 14
Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет
чистоты, святости и простоты.
На иконах и фресках святых
и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".
Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Слайд 15
Золото являет созерцательному глазу и умствующему
уму образ света, а потому «означает» или символизирует свет.
Слайд 16
Строгость, покой, умиротворение….