Слайд 2
Слово “графика” происходит от греческого “графо” — “пишу,
рисую”. Это — вид изобразительного искусства, который связан с
изображением на плоскости. Графика - это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – и карандаш, и уголь или другой красящий материал.
Графика делится на два вида:
-1- единичный рисунок на бумаге - рисунки, сделанные акварелью, гуашью, карандашом, углем, сангиной (палочки красного и коричневого цвета). Воспроизводятся один раз.
-2- печатная графика - позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров.
Печатная графика бывает разных видов:
1. Книжная графика – оформление книг и журналов;
2. Прикладная графика – оформление открыток, марок, грамот;
3. Гравюра
Слайд 3
Гравюра - вид графики, который можно повторять, делая
оттиски. Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана,
но гравюрой мы называем только рисунок.
По-французски “гравер” означает “вырезать”.
Гравюру на дереве называют ксилографией,
на камне — литографией,
на линолеуме — линогравюрой,
на металле — офортом,
на картоне – гравюра на картоне.
Слайд 4
Ксилография. Как создают гравюру на дереве?
Задуманный рисунок
художник наносит на доску твердого дерева — самшита или
пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами — штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые не тронул резец художника. Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра. Черным и белым цветом гравюра может передать и яркий солнечный день, и туманный, пасмурный, с тяжелыми тучами, и весеннюю прозрачность неба. Бывают гравюры и цветные, когда на бумагу наносится по очереди несколько слоев разной краски.
Слайд 5
Литография — гравюра на камне (от греческого “литос”
— “камень”). Гравирование делается на особом известковом камне. Перед
работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатываются специальными составами, и рисунок на камне как бы “закрепляется”. Когда рисунок готов, на камень кладут бумагу и под прессом делают оттиск — эстамп. В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, а остается ровной.
Слайд 6
Офорт — гравюра на металле. Медная или цинковая
пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на
пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в процарапанных местах, потому что их уже не защищает лак. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.
Слайд 7
Этапы выполнения работы в технике “Гравюра на картоне”:
1.
Выполнение нескольких эскизов натюрморта. Выбор лучшего из них.
2. Увеличение
эскиза.
3. Продумать, какие материалы будут использоваться в работе. (Кусочки различной ткани, кожи, картона, мятая бумага, наждачная бумага). Проанализировать отпечатки материалов разной фактуры.
4. Выполнение картона. Наклеивание подобранного материала на эскиз.
5. Выполнение отпечатков: полученный картон покрывается типографской краской, сверху кладут чистый лист и прокатывают через печатный станок.