Слайд 2
История возникновения рельефной лепки
Рельеф – это один главных видов
скульптуры. Это основной вид изобразительного искусства. Формы рельефа создаются путем лепнины
или резьбы с помощью формирования объемных выступов над плоскостью фона.
В пластическом искусстве любая выпуклая скульптура, прилегающая к определенной фоновой поверхности, называется рельефом. Рельеф сочетает в себе черты плоской и объемной статуи. Таким образом, рельеф представляет собой расширяющую пространство композицию, и, будучи созданный на плоской поверхности, имеет высокую степень схожести с обычными скульптурами.
Слайд 4
Материалы и способы формирования рельефов
Архитектурные рельефы создаются на плитах, фризах,
фронтонах, - зависимо от назначения. Изображение, неважно орнаментальное либо
фронтальное, делается на плоскости из следующих материалов:
- глина;
- камень;
- дерево;
- глина.
Способы формирования рельефных изображений:
- чеканка;
- резьба;
- лепка.
Слайд 6
История возникновения рельефной лепки
Развитие рельефной скульптуры проходило неравномерно.
В Греции, например, фигуры, изображаемые в композиции, ограничивались плоскостью
фона, в то время как произведения Ренессанса демонстрируют объем и перспективу, построенную на соотношении фигур, глубине проработки. В Египте, некоторых культурах Ближнего Востока и некоторых цивилизациях Древнего мира (3500-600 до н.э.) рельефы обычно создавались на каменных зданиях, в декоративных целях. Популярна рельефная скульптура и в религиозном искусстве. В период 600-1100 годов, в скандинавской, исламской и мексиканской культурах, скульптурами создавались абстрактные рельефы.
Слайд 7
Виды и формы рельефа
Существуют четыре разновидности рельефа: барельеф,
горельеф, контррельеф и койанаглиф.
Барельеф (низкий рельеф, от фр. «bas-relief») –
название само объясняет суть понятия. Этот вид скульптуры с выпуклым рельефом разрешает изображению выступать только на половину объема над фоновой плоскостью, точнее говоря, не более чем на половину. Барельеф – довольно распространенный способ украшения декоративных и архитектурных сооружений, изделий. Первые упоминания о данном виде рельефного изображения датируются еще эпохой палеолита – тесаные или высеченные барельефы встречались на наскальных картинах, позднее – на геммах, медалях, монетах, а также мемориальных досках, стелах, постаментах памятников. На стенах, капителях, пилонах, сводах, фризах, фронтонах барельеф выступает частью основного архитектурного декора.
Слайд 10
Горельеф (высокий рельеф, от фр. «haut-relief») – вид скульптурного
рельефного изображения, где разрешается выступ объема больше чем на
половину над плоскостью фона. Согласно правилам декоративного искусства, горельеф допускает полное отделение некоторых элементов от плоскости. С помощью данного вида рельефа прекрасно изображать многофигурные сценки, широкие пейзажи, украшающие разнообразные архитектурные сооружения.
Пергамский алтарь – наиболее известный в мире горельеф.
Слайд 13
Контррельеф (от «рельеф» и «против» - лат. «contra») –
своеобразный негатив барельефа, то есть углубленный рельеф, который применяют для формирования
барельефных инталий, изображений в матрицах и печатях.
Койланаглиф, или анкре – контур, вырезанный на плоскости. Углубленный рельеф, чаще всего встречающийся в античной и древневосточной глиптике, а также в древнеегипетской архитектуре;
Койланаглиф трудно вообще отнести к рельефам. Он представляет собой изображение с помощью углубленных контуров, выцарапанных в камне линий.