Слайд 2
Крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века. Был
наиболее чистым представителем итальянского барокко. Сын известного скульптора Пьеро
Бернини Лоренцо. Начал заниматься ваянием еще в детстве. В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии, а в 20 лет – выполнить портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе.
Слайд 3
В 1650–1670 гг. Бернини делит свое внимание между
созданием уличных фонтанов, монументальных надгробий и архитектурных сооружений.В качестве
придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы возглавлял все остальные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы
Слайд 4
Ранние произведения
Учился у отца, скульптора и живописца Пьетро
Бернини, в Риме, куда семья переехала около 1605. Особое
влияние на молодого художника оказала живопись болонской школы, а также античная скульптура, которой он страстно поклонялся всю жизнь. же ранние скульптуры Бернини ("Давид", 1619; "Похищение Прозерпины", 1621; "Аполлон и Дафна", 1622-1625; - все в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют об исключительном даровании; стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым, "как воск", он добивается беспрецедентной динамики форм, сложных живописных эффектов.
Слайд 5
Портреты
Весьма рано (около 1610) он заявляет о себе
и как мастер скульптурного портрета. Исполненные им портретные бюсты
кардинала Шипионе Боргезе (1632, там же) и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли (около 1635, Национальный музей, Флоренция) принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций. Патетического величия полны образы герцога Франческо дЭсте (1650-51, Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальный музей Версаля), в которых Бернини создал канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний.
Работая и как живописец, и как график, он оставил замечательные по экспрессии этюды собственного лица, а также целый ряд остроумных шаржей (став одним из основоположников искусства карикатуры).
Слайд 6
Церковная скульптура и декор
Любимец папского двора (ему особенно
покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал
многие из самых ответственных церковных заказов. Назначенный в 1629 главным архитектором собора Святого Петра, он в 1624-33 возвел под его куполом величественный и динамичный в своей монументальной живописности бронзовый балдахин-киворий над главным алтарем; основу его конструкции составляют спиралевидно изгибающиеся колонны, рождающие эффект непрерывного роста. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628-47) продолжает традицию ренессансного "триумфального" надгробия, придавая ей новое пластическое красноречие.
Слайд 7
Архитектор и художник города
Пропаганда католической веры (как главная
задача Контрреформации) была неразрывно сопряжена у Бернини с традицией
ренессансного гуманизма, то есть с наглядным выражением безграничных возможностей творческого гения человека. То же касается и его архитектуры. Более, чем какой-либо иной мастер, он способствовал сложению новых, барочных, черт в архитектуре "вечного города" - Рима, причем его ансамбли отнюдь не подавляют человека, но, напротив, в чисто ренессансном духе возвышают его, усиливая праздничную авантюрность облика Рима.
Слайд 8
Театр
Театральное начало, присущее работам Бернини, находило непосредственное выражение
и в написанных им пьесах (комедия "Фонтан Треви" и
др.), которые он не только сочинял, но и сам ставил. Он был также выдающимся художником и инженером сцены и придумал целый ряд новых сложных механических устройств, производивших зрелищные эффекты.
Слайд 11
Экстаз святой Терезы. Скульптор Бернини
Слайд 12
Святой Лонгин.
Скульптор Бернини
Слайд 14
Похищение Прозерпины ск-р Бернини
Слайд 15
Бюст Констанции Бонарелли
ск-р Бернини