Слайд 2
Актуальность темы
В итоговой работе я показываю проект
«Типография», выполняемый учащимися на уроках изобразительного искусства в 7
классе. Ученики исследуют работу художника в плане наглядной агитации, когда надо совместить слово и картинку для получения образного понимания темы, другими словами: разрабатывают материалы для решения конкретной задачи по изучаемой дисциплине.
В современном обществе типографское (как рекламное) дело занимает важное место. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты должны быть понятны, лаконичны и жизнеутверждающи. Какие этапы проходит художник в своей работе при выполнении заказа? Какие новые понятия узнают учащиеся в ходе исследования темы? На эти вопросы попытаюсь ответить в данной работе
Слайд 3
Цель и задачи работы
Цель: понимание изменения языка изображения как выражение изменений
ценностного понимания и видения мира в России.
Задачи: дизайнерская
работа в плоскостных композициях: пятно, линия, цвет, буква, текст, изображение. Освоение основных композиционных приемов (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие, динамика и статика, ритм, цветовая гармония)
Слайд 4
Практическая значимость,
основные подходы
В ходе данного проекта
учащиеся базируются на практические умения и навыки в живописи,
графики, аппликации, полученные в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства.
Учащиеся получают возможность проявлять свой интеллект, культуру в самостоятельной творческой деятельности. Ограничение только одно – время урока, как время исполнения заказа в типографии. Воспитывается активная жизненная позиция, высокие нравственные качества, без которых работа по агитации может быть просто опасна.
Для введения в тему урока используется опережающее задание 1-2 учащимся, которые проводят поиск материалов для конкретного урока.
Выполнение эскизов и работа по эскизам, если задание рассчитано на несколько занятий.
Проведение художественного совета по результатам проекта.
Проведение школьной выставки.
Слайд 5
шрифт
Шрифтовая гарнитура –
буквы, объединенные
одним
стилем графического начертания
Знакомство с различными
шрифтовыми
изображениями.
Выполнение самостоятельной
графической творческой компо-
зиции.
Буквица – буква-картинка.
Творческая интерпретация известного изображения.
Слайд 7
Линия-строка
Буква и линия могут хорошо уживаться, тогда линия
может нести конкретную информацию.
Выполнение творческой композиции, в которой роль
линии выполняют строки
Слайд 8
Настроение слова
И любое слово художник
может внести настроение.
Соединяя цвет,
изображе-
ние и слово, получаем
необходимое нам видение
Выполнение творческой композиции с
целью передачи
характеристики слова
Слайд 9
Лубок
Лубок – старинный вид графики в России.
Примитивизм. Соединение текста и изображения комического содержания.
Главное – выбор
текста, пословицы или поговорки.
Выполнение эскиза с уточнением доминанты.
Определение полей – рамы.
Цветовое решение композиции.
Проработка деталей композиции и шрифтовой гарнитуры
Слайд 10
Плакат
Плакат – современный
лубок, только темы его
стали шире, потому что
расширились возмож-
ности типографии.
Знакомство с искусством плаката
США и Германии во времена мировых кризисов.
Выполнение эскиза – «рыбы» творческой композиции с кратким, активно воздействующим текстом.
При желании можно использовать аппликацию.
Слайд 11
Эмблема
Эмблема – символическое изображение понятия или идеи,
марки, фирмы, организации.
Экскурс в 5 класс «Гербы и
эмблемы».
Творческая композиция по созданию собственной торговой
Марки. Учащиеся обдумывают свои предпочтения «здесь и сейчас».
Слайд 12
Первая страница
Книга, как и любая типографская продукция,- вид
синтетического искусства (дизайн, графика, литература).
Начало полиграфии в Европе (XV
век)
Начало полиграфии в России (XVI век)
Выполнение первой страницы повествования.
Эскиз – «рыба».
Цветовое решение.
Шрифтовая композиция.
Заключительная часть проекта «Типография»
Выполнение макета журнала: обложка, разворот.
Применение ЗУН для
получения самостоятельного творческого графического изделия.
При желании макет разрабатывает группа учащихся.
Журнал – дословно: дневник. Печатное периодическое издание , СМИ
В проектно-исследовательской деятельности «Типография» была представлена долговременная проработка
темы графического дизайна на уроках изобразительного искусства в 7 классе гимназии. Учащиеся систематизировали знания по основам графического дизайна от его истоков (XV век) до сегодняшнего времени. Навыки и умения выполнения плакатов (к праздникам, по темам муниципалитета), эмблем (Гимназия имеет свой герб) дают возможность концентрировать внимание, выбирать необходимое и достаточное количество изображений, решать цветовые комбинаторики, пользоваться шрифтовой гарнитурой, усиливать воздействие через распределение масс и нахождения доминанты.
По окончании проекта проходит большой художественный совет (1 урок в каждом классе) по обсуждению и выбору работ на школьную выставку.
В Гимназии существует стенд для показа работ учащихся. Участие в выставке повышает самооценку подростка, способствует его социализации. Кроме того, учащиеся становятся зрителями, а этому тоже надо учиться. Обучающиеся в других параллелях с интересом смотрят выставку: одни – что им предстоит в будущем, другие – сравнивают работы семиклассников и свои работы в прошлом.