Слайд 2
Первые чугунолитейные заводы возникли на Урале в XVIII
веке. Впоследствии некоторые из них занялись выпуском из вырабатываемого
чугуна декоративных изделий для применения в быту, а также скульптуры. Был налажен массовый промышленный выпуск таких изделий.
Слайд 3
Истоки художественного литья Урала берут
начало в небольшом поселке Касли, расположенном между красивыми озерами
Иртяш и Большие Касли. Здесь в 1747 году купец Я. Коробков, родом из Тулы, открыл чугуноплавильный и железоделательный завод, получивший название Каслинского.
Слайд 4
Среди продукции Каслинского завода конца XVIII века уже
можно увидеть первые примеры художественного литья: плиты для церковных
и заводских полов, решетки и надгробные плиты из чугуна. Появляются и первые чугунные статуи для парков, садовые вазоны, ограды, лестницы.
Слайд 5
Лошадь у изгороди. По модели П. Клодта, Каслинский
завод.
Чугун, литье.
Слайд 7
XIX век дал деятельности Каслинского
завода новое направление. С 1813 года здесь начали изготавливать
хозяйственные изделия и предметы быта — чайники, казаны, рукомойники, утюги, сковороды, печные дверцы. В 1810–1814-х годах из Германии, где художественное литье из чугуна имело давние традиции, приехали мастера этого дела.
Слайд 8
В 1830-е годы завод регулярно
выпускал образцы художественного литья, которому и суждено было его
прославить. Процесс постепенно совершенствовался, формы отливок становились более сложными. Возникли первые ажурные изделия, орнаментальные композиции.
Слайд 9
В 1840-х годах Касли завоевывают
широкую известность художественными отливками решеток, оград, плит для полов,
украшенных рельефными орнаментами.
Слайд 10
К 1845 году завод выпускал 6 моделей диванов,
8 видов подсвечников, 6 вариантов декоративных тарелок; пресс-папье с
первыми образцами круглой анималистической скульптуры.
Слайд 11
.
С распространением историзма и
эклектики интерьеры стали украшать самыми разнообразными и необычными и
непременно многочисленными предметами. Новая мода обусловила расширение производства и, соответственно, выпуск в огромном количестве так называемых «кабинетных» предметов. Это были письменные и чернильные приборы, подсвечники, разнообразные тарелки и вазы, курительные приборы и пепельницы, подставки для часов, карандашницы.
Слайд 12
Следующее десятилетие связано прежде всего с деятельностью скульптора
академической выучки М.Д. Канаева, прибывшего на завод в 1870-х
годах. Именно в Каслях художник, очарованный красотой этого края, создал целый ряд произведений, в которых выразил романтику местных сказаний и непосредственное восприятие жизни, присущее народу этого края.
Слайд 13
Среди его композиций — популярные
в ту пору подчасники: «Избушка на курьих ножках», «Геркулес,
разрушающий пещеру ветров», «Мороз-демон с замерзшими детьми».
Слайд 14
Восхищение красотой природы получили пластическое воплощение
в подсвечнике «Вакханка у дерева», рамке «Лавровый венок» и
вазе «Раковина».
Слайд 15
В 1876 году М.Д. Канаев по распоряжению управляющего
В.Г. Дружинина создал при заводе художественную школу для литейщиков,
где они не только обучались навыкам формовки и совершенствованию мастерства чеканки по металлу, но и под руководством художника изучали рисунок и лепку, развивали художественный вкус.
Слайд 16
Девушка-грибница.
Чугун.
1890-1900гг
Слайд 17
Скульптор Мен "Собака со щенятами" (1902 г.)
Слайд 19
Скульптор Р. Бах " Зубр." ( 1908 г.)
Слайд 20
Первые годы нового XX века на
каслинском производстве обратились к распространившемуся в искусстве стилю модерн.
Завод выпускал изделия, отличавшиеся тягучестью и плавностью контурных линий. В качестве моделей, помимо работ Н.Н. Забелло, А.А. Соловьевой, В.П. Крейтана, Морелли, Ж. Готье, использовали композиции М.Л. Диллон — первой дипломированной русской женщины-скульптора, оставившей след в истории скульптуры модерна.
Слайд 21
Подлинный триумф завода состоялся в 1900
году, когда по проекту петербургского архитектора Е.Е. Баумгартена и
при участии М.Л. Диллон был создан «Каслинский чугунный павильон». Его экспонировали на Парижской Всемирной выставке в разделе «Горное дело и металлургия». Павильон получил Большую Золотую медаль и Гран-При «Хрустальный глобус» — высшую по тем временам награду.