«Калевала»
Неповторимые сюжеты
из финского сказания известны сегодня благодаря Элиасу Лённроту (1802-1884), врачу, неутомимому собирателю народных песен. В 1835 году, собрав и переработав их, он опубликовал их в едином сборнике и разделив их на 32 руны. Позже, в 1849 году, в «Калевалу» вошло уже 50 рун.
Руна – это отдельная песнь в карело
– финском эпосе. Руны, как и былины в русском фольклоре, вещались, распевались в сопровождении музыкального инструмента.
Слайд 4
«Калевала»
Кантеле - щипковый инструмент карельского
и финского народов с многовековой историей. Кантеле -
это не просто музыкальный инструмент, это символ, объединяющий в себе такие понятия, как культура, трудовая деятельность и историческое развитие многих поколений людей северного народа.
Слайд 5
Герои «Калевалы»
Вяйнямёйнен - главный герой,
богатырь - колдун, вещий рунопевец, сеятель и мудрец:
Песни пел он на полянах,
Заклинания слагал он.
Его песни создают все живое на земле, сеют добро, наказывают зло и несправедливость.
Слайд 6
Герои «Калевалы»
Ильмаринен – брат Вяйнямёйнена, богатырь – колдун,
вековечный кователь (кузнец). Именно он выковал из пушинки Сампо
– мельницу, дающую благополучие и счастье.
Слайд 7
Герои «Калевалы»
Лемминкяйнен – самый молодой богатырь
– колдун, веселый балагур, ловкий рыбак и охотник. С
ним связаны наиболее яркие истории.
Слайд 8
Содержание «Калевалы»
В карело-финском эпосе рассказывается
о противостоянии северной, темной и злобной стороны – Похъёлы
и южной, светлой и доброй – Калевалы. При этом имеется в виду север и юг Карелии, северной области нашей страны.
Слайд 9
Открывается она сказанием о сотворении земли, неба, светил
и рождении дочерью воздуха главного героя финнов,Вяйнямёйнена, который устраивает
землю и сеет ячмень. Далее рассказывается о разных приключениях героя, встречающего, между прочим, прекрасную деву Севера: она соглашается стать его невестой, если он чудесным образом создаст лодку из осколков её веретена. Приступив к работе, герой ранит себя топором, не может унять кровотечения и идет к старику-знахарю, которому рассказывает предание о происхождении железа. Возвратившись домой, Вяйнямёйнен поднимает заклинаниями ветер и переносит кузнеца Ильмаринена в страну Севера,Похьёлу, где тот, согласно обещанию, данному Вяйнямёйненом, сковывает для хозяйки Севера таинственный предмет, дающий богатство и счастье — мельницу Сампо(руны I—XI).
Следующие руны (XI—XV) содержат эпизод о похождениях героя Лемминкяйнена, воинственного чародея и соблазнителя женщин. Далее рассказ возвращается к Вяйнямёйнену; описывается нисхождение его в преисподнюю, пребывание в утробе великана Виипунена, добытие им от последнего трёх слов, необходимых для создания чудесной лодки, отплытие героя в Похьёлу с целью получить руку северной девы; однако последняя предпочла ему кузнеца Ильмаринена, за которого выходит замуж, причём подробно описывается свадьба и приводятся свадебные песни, излагающие обязанности жены и мужа (XVI—XXV).
Слайд 10
Дальнейшие руны (XXVI—XXXI) снова заняты похождениями Лемминкяйнена в
Похьёле. Эпизод о печальной судьбе богатыря Куллерво, соблазнившего по
неведению родную сестру, вследствие чего оба, брат и сестра, кончают жизнь самоубийством (руны XXXI—XXXVI), принадлежит по глубине чувства, достигающего иногда истинного пафоса, к лучшим частям всей поэмы.
Дальнейшие руны содержат пространный рассказ об общем предприятии трёх финских героев — добывании сокровища Сампо из Похьёлы, об изготовлении Вяйнямёйненом кантеле, игрою на которой он очаровывает всю природу и усыпляет население Похьёлы, об увозе Сампо героями, о преследовании их колдуньей-хозяйкой Севера, о падении Сампо в море, о благодеяниях, оказанных Вяйнямёйненом родной стране посредством осколков Сампо, о борьбе его с разными бедствиями и чудищами, насланными хозяйкой Похьёлы на Калевалу, о дивной игре героя на новой кантеле, созданной им, когда первая упала в море, и о возвращении им солнца и луны, скрытых хозяйкой Похьёлы (XXXVI—XLIX).
Последняя руна содержит народно-апокрифическую легенду о рождении чудесного ребёнка девой Марьяттой (рождение Спасителя). Вяйнямёйнен дает совет его убить, так как ему суждено превзойти могуществом финского героя, но двухнедельный младенец осыпает Вяйнямёйнена упрёками в несправедливости, и пристыженный герой, спев в последний раз дивную песнь, уезжает навеки в челноке из Финляндии, уступая место младенцу Марьятты, признанному властителю Карелии.
царствует грозная Лоуха, а в Калевале – мудрый Вяйнямёйнен.
С появлением чудо-мельницы Сампо, дающей счастье и благополучие, их противоборство обостряется.
Слайд 12
Содержание «Калевалы»
«Калевала» насыщена увлекательными сюжетами, тонким
лиризмом, яркими героями, колоритными описаниями.
Слайд 15
Вяйнямёйнен оберегает сампо от
Ведьмы Лоухи.
Вяйнямёйнен
Слайд 22
Состоит из 50 рун (песен), связанных между собой
общей идеей – противоборства добрых сил Калевалы и злых
сил Похъёлы.
Многие из рун можно читать по отдельности, т.к. они не имеют тесной взаимосвязи (как, например, гомеровский эпос «Илиада»).
Героями являются мифические существа, объединяющие в себе качества былинных богатырей и мифологических колдунов.
Невероятный колорит придают повествованию сочетание картин северной природы и описание самобытного уклада людей, зависимость людей от природы – матери.
Слайд 23
Значение «Калевалы»
«Калевала» дала пищу для многих произведений
искусства: живописи А.Галлена – Каллела, композиций Я.Сибелиуса.
Знаменитая эпопея Толкиена
«Властелин колец» была составлена на основе рун «Калевалы».
В 2002 году выпущена юбилейная монета в
10 евро к 200-летию Э.Лённрота.