Слайд 2
На протяжении нескольких тысячелетий на территории
Китая развивалась яркая и самобытная культура, подарившая человечеству выдающиеся
произведения архитектуры и изобразительного искусства, литературы и философии, музыки и театра.
На культуру Китая существенным образом повлияло отношение к природе как органичному целому, живущему по своим законам. Жизнь человека в Китае постоянно соизмерялась с жизнью природы, ее циклами, ритмами, состояниями. Человек в китайском искусстве лишь малая частица природы.
Слайд 3
Шедевры китайской архитектуры
Секрет необычного впечатления, которое производит китайская
архитектура, заключается в тщательно продуманном расположении зданий на фоне
природы, в умении зодчих найти для них наиболее живописное и в то же время естественное место
Слайд 4
По непреступным вершинам гор на севере Китая, вдоль
всей его северо-западной границы, на 5 тыс. км протянулась
Великая Китайская стена. До сих пор поражает ее величественная простота, воедино слитая с могучей и суровой природой Китая. По грандиозности ее можно сравнить лишь с египетскими пирамидами.
Слайд 5
Образуя причудливые петли, светлой полосой она уходит в
бесконечную даль горизонта.
Слайд 10
Возведение Великой Китайской стены началось в IV-III вв.
до н.э., а завершилось к XVв. Она должна была
оградить государство от набегов кочевых племен с севера. Вот почему по его верху проложена дорога шириной в 5 – 8 метров, по которой могли передвигаться войска. Каждые 100-150 м располагались массивные башни для передачи световых сигналов при приближении противника.
Слайд 12
Это грандиозное архитектурное сооружение, органично вписанное в природный
ландшафт, призвано было олицетворять мощь великой Китайской державы.
Слайд 13
Одной из наиболее распространенных построек, восходящих к индийским
храмам, стала пагода – мемориальная башня, возведенная в честь
деяний знаменитых людей. Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 м. она изумительно вписана в природу и в то же время противостоит холмистой и лесистой местности, где ее обычно возводят. Внешний облик пагоды удивительно прост. Отличительной чертой пагоды являются слегка приподнятые кверху заостренные края кровли. Это облегчает здание и подчеркивает его устремленность вверх.
(Пагода Даяньта.- Большая Пагода Диких Гусей. 654 – 704 гг.)
Слайд 14
Строгая, почти лишенная украшений 64-метровая пагода Даяньта один
из лучших образцов китайского стиля в зодчестве. Название пагоды
связано с легендой о знаменитом паломнике, которому во время странствий из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и указали место строительства пагоды.
Семь этажей, отделенных друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды, подчеркивая ее устремленность к небу.
(Пагода Даяньта.- Большая Пагода Диких Гусей. 654 – 704 гг.)
Слайд 15
Пещерные храмы
Необычным явлением в китайском зодчестве стали буддийские
пещерные храмы, расположенные в труднодоступных горах. К шедеврам мировой
архитектуры относится монастырь Юньган. Почти на 2 км тянется скала высотой в 60 м, в которой на высоте находится свыше 20 пещер.
Слайд 16
Каждая из пещер посвящена определенному буддийскому божеству. Внутри
они заполнены множеством скульптурных изображений святых и рельефами на
темы буддийских сказаний и легенд.
Слайд 17
Снаружи скала украшена барельефами и колоссальными статуями Будды,
запечатленного в состоянии самоуглубленности и покоя.
(Статуя Будды в
пещерном храме Юньган.
V – VI вв)
Слайд 18
Основной формой культовых и жилых зданий в Китае
является прямоугольный в плане деревянный павильон, главная особенность которого
– большие резные кронштейны, поддерживающие крышу. Внутри здание разделено на два или три нефа, а снаружи имеет обходную галерею со столбами, поддерживающими крышу. Крыша служила и декоративно-художественным украшением. На коньках крыши укреплялись керамические фигурки с изображением фантастических животных и драконов.
Слайд 19
Эмблемой Китая стал Храм Неба в Пекине. В
яркий солнечный день его, открывающийся с горы общий вид
напоминает золотое мерцающее море, ритм которого передают летящие, изогнутые крылья крыш. Грандиозный комплекс посвящен древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая, в которых прочитались Небо и Земля.
Зритель медленно проходя от ворот к храму, поднимаясь по многочисленным мраморным ступенькам, постепенно вживался в общий ритм ансамбля, постигая его красоту и величие.
(Храм Неба. XV – XVI вв. Пекин.)
Слайд 20
Скульптура Китая
Скульптура всегда пользовалась особой популярностью в Китае.
Еще в III в. до н.э., когда сложилось государство
Цинь, скульптура выражала идею его могущества и неограниченной власти. во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты. Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничные и всадники в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора, создавшего первую централизованную китайскую державу.
Слайд 21
Все фигуры полны экспрессии, отличаются удивительным правдоподобием и
разнообразием движений.
(«Терракотовое войско». Погребальный ансамбль в провинции Шаньси)
Слайд 23
Военачальники изображены застывшими в торжественных и напряженных позах
Слайд 24
Солдаты, припавшие на одно колено, готовятся сразить невидимого
врага.
Слайд 25
Построенное в боевом порядке терракотовое войско преданно охраняло
покой своего правителя.
Слайд 26
Характерной чертой китайской скульптуры является ее теснейшая связь
с буддийской религией. Вот почему значительная часть произведений пластики
сохранилась именно в буддийских храмах. Главное внимание привлекают монументальные изображения самого Будды.
Слайд 27
Одной из самых совершенных скульптур является 25-метровая статуя
Будды Вайрочаны (Владыки Космического Света), высеченная высоко в горах
в пещерном монастыре Лунмэнь. Неподвижно сидит он в величественной позе, слегка прикрыв большие миндалевидные глаза.
Слайд 28
Уродливые и страшные фигуры воинов-охранителей, отпугивающих от него
злые силы, контрастируют с классическим благородством его лица и
фигуры
Слайд 29
Жанры китайской живописи
Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись,
представляющая собой одно из ярчайших явлений в истории мировой
культуры. С необычайной убедительностью китайские матера сумели воплотить поэтическую красоту природу, свои представления о совершенной гармонии и величии Вселенной. Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия и взаимосвязь составляет характерную черту китайской живописи.
Китайская живопись представлена различными жанрами: пейзажным, портретным и историко-бытовым.
Слайд 30
Особый интерес вызывает пейзажная живопись, в которой выделяют
изображения типа «горы-воды»
Слайд 32
В величественном мире гор, лесов и рек можно
увидеть маленькие фигурки одного-двух путников. Они никуда не торопятся,
они просто созерцают первозданную красоту. Стоя на мостике через бурную реку, можно любоваться закатом солнца.
Слайд 33
Прислушиваться к мерному течению воды или глухому шелесту
листвы деревьев.
На горной вершине
Ночую в покинутом храме
К мерцающим звездам
Могу
прикоснуться рукой.
Боюсь разговаривать громко;
Земными словами
Я жителей неба
Не смею тревожить покой.
Ли Бо. «Храм на вершине горы»
Слайд 34
Одним из самых проникновенных художников лирического пейзажа является
Го Си (1020-1090).
Его живописные произведения отличают тонкое знание
жизни природы. Именно в изменчивости, по мнению художника, заключается красота природы.
Слайд 35
Жанр портрета
Образ поэта Ли Бо воплощен в портрете
художника
Лян Кая (XIII в). Это обобщенный
образ-символ. Где портретное сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения поэта. На картине он изображен в момент поэтического вдохновения.
Слайд 36
Вопросы и задания:
В чем своеобразие китайской архитектуры ?
Что
вы можете сказать о скульптурных произведениях китайского искусства ?
Какие
мысли и чувства вызывает лично у вас живописные произведения китайских
мастеров ?
Дома: напишите эссе на тему «Мое путешествие по Китаю».