Слайд 2
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность)
— жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения
является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.
Слайд 3
В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский,
городской (в том числе архитектурный и индустриальный) пейзаж. Особую
область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина.
Слайд 4
При взгляде на лучшие пейзажные произведения можно почти
физически ощутить дуновение ветра, запах моря, тишину снега или
шум листвы.
Слайд 5
В пейзаже, как правило, представлено изображение земной и/или
водной поверхности. В зависимости от направления — изображение растительности,
метеорологических (облака, дождь) и астрономических (звёзды, солнце, луна) образований, зданий, техники. Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные).
Слайд 6
В жанре пейзажа особую роль имеет построение перспективы
вида, передача состояния атмосферы, воздушной и световой среды.
Слайд 7
Китайская национальная живопись гохуа появилась
в глубокой древности.
Она отличается большим своеобразием
и совершенно отлична по материалу,
технике и художественным средствам от европейской живописи.
Слайд 8
Китайские картины пишутся
тушью, минеральными
и растительными красками типа акварели на шёлке
(иногда
на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге
из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков –горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных
для украшения стен.
Слайд 9
Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких
до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров).
Штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон!
Слайд 10
Одной из отличительных черт китайской живописи является то,
что образы в ней создаются посредством линейного рисунка,
в
то время как в европейской живописи выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью.
Слайд 11
Для китайской живописи характерна многоточечная и рассеянная перспектива,
лаконичная и ясная композиция из пятен с выразительными и
ритмичными контурами, а также плоскостная живопись без светотеневой лепки.
Китайский художник может на длинном и узком бумажном или шелковом свитке воспроизвести реку, создавая ощущение бесконечности речного простора, увиденного сверху или сбоку, а также множество ландшафтов, казалось бы скрытых от зрителей линией горизонта. Этого нельзя достигнуть с помощью фокусной перспективы.
Многоплановая перспектива китайской живописи позволяет художнику дать полный простор своему воображению и создать художественный мир, не связывая себя рамками ограниченного горизонтом пространства.
Слайд 12
В образах китайской живописи часто воплощаются глубокие философские
идеи. В различные периоды развития живописи на неё наложили
свои отпечатки конфуцианство, даосизм и буддизм. Родоначальник теории живописи Сэ Хэ в своих “Заметках о категориях старинной живописи” (490 г.) сформулировал шесть основных принципов, которыми должны руководствоваться художники. И самый первый из них состоял в требовании передать в живописи “одухотворённый ритм живого движения”, который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение.
Слайд 14
Особое значение придавалось изображению воды, которую почитали как
"нектар богов". Согласно легенде, феникс стал символом чистоты, потому
что напоен водой. Водопад - символ встречи Неба и Земли.
Слайд 16
В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж
"горы и воды", живопись "цветов и птиц", портрет и
анималистический жанр.
Трактаты по искусству композиции учили художника: "Прежде чем опустить кисть, непременно определи место Неба и Земли... Между ними заботливо расположи пейзаж".
Слайд 17
В китайских пейзажах горы считались олицетворением мужского светлого
начала ян, а воды - женского тёмного начала инь,
из сочетания которых, по древним представлениям, возникает вселенная. Горы - кости земли, потоки воды - вены, кровь, пульсирующая, несущая жизнь и движение. Художник стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы. Поэтому ему были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству.
Слайд 18
Природа рассматривалась как место спасения
от гнёта общества , как убежище, где одинокий отшельник,
поэт и философ, наслаждается её красотой. Рассматривая пейзаж, тонкий ценитель и знаток живописи "терялся в странствиях" по далям.
Слайд 19
Миниатюрность человеческих фигурок, изображённых на фоне грандиозных ландшафтов,
должна была вызывать мысли о величии вселенной, в которой
человек является незначительным звеном, подчинённым её могучим силам.
Слайд 20
Особой популярностью в китайской живописи пользуется сосна, олицетворяющая
и конфуцианскую сдержанность и стойкость, и даосский идеал "пользы
бесполезного", то есть изогнутого, сучковатого и непригодного для поделок, и древнюю идею вечной юности. Деревья, подобно камням , воспринимаются как живые.
Слайд 26
С популярностью бамбука может соперничать только изображение ветки
с нежно-розовыми, белыми или жёлтыми цветами дикой сливы мэйхуа.
Она также символизирует гордого человека кристальной чистоты, несгибаемость и стойкость, так как живые соки сохраняются в деревьях и в морозы.