Слайд 2
Слово «Культура» употребляется в различных смыслах:
Возделывание,
обработка, улучшение, совершенствование;
Воспитание, соблюдение правил, этикета – «культурный
человек», «культура речи», «некультурное поведение»;
Цивилизация, историческая эпоха – «культура готов», «славянская культура»;
Искусство, творчество – «дом культуры», «художественная культура».
Известно, чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно поражает. Американские ученые посчитали, что в 1964 году определений было – 257; считается что к настоящему времени их число возросло в 2 раза. Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.
Слайд 3
«Культура» – в переводе с латинского «culture» -
возделывать, «уход за землей», «возделывание», «взращивание».
Цицерон ввел новый смысл
понятия «Культура». Культура – возделывание души. Из этого формируются определенные качества humanitas, что в переводе с латинского, обозначает «человечность» То есть, культура меняет человека, возделывает его, перепахивает его, как трактор перепахивает землю.
Культура – все что создано с человеком в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.
Слайд 4
Культура
Мировая
Национальная
Культура
Духовная
Материальная
Наука
Нравственность
Искусство
Слайд 5
Искусство и Эпоха
Искусство - это художественное творчество в
целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство,
музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
Эпоха - это длительный период времени, выделяемый по каким-либо характерным явлениям, событиям.
Античность
Ранняя античность (VIII в. до н. э. —
IV в. до н. э.) — расцвет греческих полисов, возникновение Римского государства.
Классическая античность (IV в. до н. э. — II в. н. э) — время распространения цивилизации Греции и Рима (от Александра Македонского до смерти Марка Аврелия).
Поздняя античность (конец II/III в. —V/VI в.) — упадок Римской империи. От Марка Аврелия до падения Римской империи (476), смерти «последнего римлянина» Боэция (524 или 526) и закрытия Академии в Афинах императором Юстинианом (529). Распад Западной Римской Империи ознаменовал собой начало новой эпохи — средневековья.
Слайд 7
Средневековье (Средние века)
Средневековье - это обширный период развития
европейского общества, охватывающий 5-15-й века нашей эры. Началась эпоха
после падения великой Римской империи, закончилась - началом промышленной революции в Англии. За эти десять веков Европа прошла большой путь развития, характеризующийся великим переселением народов, формированием основных европейских государств и появлением красивейших памятников истории - готических соборов.
Раннее средневековье – 5-10-й вв. н. э.
Высокое средневековье – 10-14-й вв. н. э.
Позднее средневековье – 14-15-й (16-й) вв. н. э.
Слайд 8
Возрождение (Ренессанс)
Возрождение - имеющая мировое значение эпоха в истории
культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению. Приходится — в Италии —
на начало XIV (повсеместно в Европе — с XV–XVI вв.). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
Слайд 9
Барокко
Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. pérola barroca —
«жемчужина неправильной формы» — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром
которой была Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации»
Слайд 10
Эпоха Просвящения
Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17
– начала 19 вв. в Европе и Северной Америке.
Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.
Слайд 11
Классицизм
Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.
Классицизм - это
художественное направление в литературе и искусстве, для которого характерны
гражданская тематика и строгое соблюдение творческих норм и правил.
Слайд 12
Романтизм
Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и
американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением
самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Слайд 13
Импрессионизм
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков,
зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру,
представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приёмов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
Слайд 14
Постимпрессионизм
Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») —
художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений
в европейской (главным образом — французской) живописи; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства начиная со второй половины 1880-х гг. до нач. ХХ в.
Слайд 15
Символизм
Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в
1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков,
прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
Слайд 16
Модерн
Моде́рн (от фр. moderne — современный), — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое
в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой
мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Слайд 17
Экспрессионизм
Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие
в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится
не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.